«Маленькие трагедии» в жанре постапокалиптической антиутопии

В прошлом году мне посчастливилось посмотреть в Театре на Юго-Западе спектакль «Игроки», режиссером-постановщиком которого был Олег Николаевич Анищенко, поэтому на его премьерный спектакль «Маленькие трагедии 2k30», поставленный по мотивам произведений Александра Пушкина, шла в предвкушении опять увидеть со сцены очередную «бомбу» (как выразилась моя подруга после «Игроков»).



Немного насторожило определение жанра - постапокалиптическая антиутопия.
Прочитала в интернете, что «Антиутопия – это жанр в литературе, в рамках которого описывается воображаемое будущее с критическим к нему отношением, в подобных текстах превалирует также литературно-фантастический гротеск и гиперболизация».
Да уж, чего-чего, а гротеска в спектакле было с избытком!!!

Несмотря на то, что я не до конца поняла суть фантасмагории, являющейся связующим звеном между всем известными пушкинскими сюжетами («Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир вовремя чумы»), что в спектакле «кровь льётся рекой» и смерть следует за смертью, что все костюмы здесь в черно-серых тонах (художник по костюмам Анна Миминошвили), спектакль получился на редкость яркий и зрелищный!!!




«Четыре трагедии не связаны между собой никак, ни «персонажно», ни временно - разве что авторством. Нам не хотелось играть их, как разрозненные произведения. Мы и связали их эстетикой, эстетикой постапокалиптики», - говорит о спектакле Олег Анищенко.
Действие спектакля он перенес в 2030 год, когда «Маленьким трагедиям» исполнится 200 лет, о чем в завуалированной форме и говорится в названии спектакля.

Режиссерская группа спектакля, в которую входили Карина Дымонт и Максим Лакомкин придумали мир будущего, где правят власть, сила, ненависть и какие-то первородные инстинкты.
Спектакль получился жесткий, даже агрессивный, бешено динамичный, буквально на пределе возможного!
Мощное музыкальное сопровождение с ритмичным боем барабанов, которые словно набатом отзываются в твоей душе, и плачем стальных труб, вместе с другими атрибутами сценографии (опять же Олега Анищенко) создают атмосферу безысходности…



А на сцене в это время на смену одной битве приходит другая! Бои в «Маленьких трагедиях 2k30» поставил профессиональный каскадер Анвар Нурмухамедов, но, несмотря на великолепную пластику артистов, все-таки с кровавыми сценами здесь явный перебор!!!



И безумно жалко, что так красиво поставленных (пластический рисунок создан талантливым хореографом Артуром Ощепковым) и исполненных актерами сцен любви в спектакле было всего две…



Сам Олег Анищенко играет в спектакле две роли - Предводителя этой самой фантастической общины и Барона в «Скупом рыцаре», чей монолог настолько пронзителен, что пробирает до мурашек!!!



Карину Дымонт мы видим, в отличие практически от всех остальных артистов, только в одной роли – Луизы (матери) в постапокалиптической общине, но с какой мощью сыграла ее эта маленькая и хрупкая актриса!!!




Понравились и актерские работы молодого поколения театра - Ксении Ефремовой (Лаура), Вадима Соколова (Амадей, Моцарт), Андрея Кудзина (какой он блестящий Альбер в «Скупом рыцаре»!!!), Артура Хачатряна (он здесь и гость, и слепой скрипач, и еврей-ростовщик Соломон).





Чёрный человек, заказавший Моцарту его «Реквием», здесь материализовался и является самостоятельным персонажем (указан в программке как Черный), и в его «обязанности» входит уносить с поля боя мертвых. А исполнять эту зловещую роль поручили совсем юной и обаятельной Зарине Бахтиевой.



Происходящее на сцене завораживало меня все долгие три часа.
Спектакль затронул в душе какие-то потайные струны и заставляет меня думать о нем, хотя прошла уже почти неделя с того момента, как опустился занавес (которого в этом театре, правда, нет).