На «Планете Беляковича» - в «Театре на Юго-Западе». Один вечер из жизни театра…

Вечер памяти художественного руководителя легендарного «Театра на Юго-Западе» состоялся 6 декабря 2018 года. Второй по счету… Вечер памяти… В этом понятии уже заложена печаль, грусть, подразумевается много велеречивых слов в адрес покинувшего этот бренный мир человека, да и пафоса здесь не избежать.
Но в этот вечер в театре царствовали Радость и Смех.
Так вспоминали Валерия Беляковича.
В этот вечер все зрители сидели с душами нараспашку, и был тот редкий момент, когда артисты не играли, а были предельно искренны, не забывая о том, что они профессионалы.
Валерия Беляковича не называют звездой, только – планетой. Масштаб личности его был бы скован только лишь «звёздными» рамками. Он – планета! Планета по имени Солнце. Солнце по имени Валерий Белякович.
Валерий Белякович, как истинный гений, непостижимым образом, срежиссировал и этот свой вечер. Уходя, он лишь закрыл за собой невидимую дверь, но кто сказал, что он не обещал вернуться? Романыч и сейчас живее всех живых, и нет никакого сомнения, что в этот вечер он был в своём родном театре, со своими любимыми актёрами и зрителями, вместе с которыми от души хохотал над собственными же рассказами, которые они читали со сцены, и на основе которых и был построен этот вечер.
Вечер памяти Валерия Романовича Беляковича… ВРБ…
Вместо массы нужных, но по сути бессмысленных воспоминаний о том, «каким он парнем был», он сам рассказал о себе, своих родителях, друзьях-актёрах, смешных случаях, о том, как создавался театр. И в этих рассказ – он весь перед нами.
«Наглый, лысый, красный, талантливый».
Бесконечно талантливый.
И бесконечно нежный.
Такой взрослый и опытный, битый, и такой ещё мальчишка в душе…
А какой фантазёр…
«Безумное желание удивить он пронёс через всю свою жизнь».
Он удивлял своих зрителей с момента появления своего театра. И продолжает удивлять.
15

Открывая вечер, художественный руководитель театра «На Юго-Западе» и ученик ВРБ Олег Леушин сказал так: «Нам бы хотелось преподать это событие, возвести в какой-то космический философский масштаб, причем через только ему одному присущий юмор. Спектакли мы видим каждый день, поэтому долго думали, в какую форму облечь сегодняшний вечер, и поняли, что вот эти легенды, рождённые самим Беляковичем, должны сегодня прозвучать с этой сцены, где нашими голосами и нашими душами сегодня с вами будет говорить Планета Беляковича!»


Раньше на месте фойе была улица, но в какой-то момент, решительными действиями Белякович со своими актёрами закладывает её по самый козырёк. Утром люди идут на работу и удивляются, «как это, вчера гуляли, а сегодня стена». Но поезд ушёл. Так появилось знаменитое актёрское фойе. Фойе это громко сказано – постелили линолеум, сделали дырочку для кассы, вбили несколько десятков крючков для пальто.


Как и где родился юго-западный «Гамлет»

Актёрские посиделки были нечасто, но регулярно. Это отдельная история. Как-то утром после одной из вечеринок многие из нас побежали на работу, потому что не только занимались творчеством на этой сцене, но ещё и зарабатывали деньги. Но энное количество мужского пола знало, что Романыч выкупил весь первый сеанс в бассейне Центрального дома туриста, и мы идём туда отмокать. Ровно в десять часов утра мы подошли, или подползли, это неважно. Инструктор, который нас встретил, глядя на наши лица сразу всё понял, лишних вопросов не задавал, открыл нам все двери, которые нужно, впустил нас, и мы растворились. В бассейн мы падали как пельмени в кипящую воду.
И вот там, в то утро, в этом бассейне, Романыч неожиданно сказал: «Хочу поставить Гамлета». И тут я задал ему глупый вопрос: «Почему Гамлета?». Он ответил: «Потому что у меня есть Авилов».
А тогда, в Ленкоме Андрей Тарковский поставил своего довольно спорного «Гамлета» с Солоницыным в главной роли, Гертрудой была Маргарита Терехова, изумительная Инна Чурикова играла Офелию, а Николай Караченцев Лаэрта. Я заразился этой ролью и, не раздумывая, нахально, внезапно, моё состояние на тот момент этому поспособствовало, предложил свою кандидатуру, но в ответ на весь бассейн раздался громкий смех. Я понял, что не только Лаэрта, но и Могильщика мне не сыграть. И тут я услышал его голос: «Конечно ты!!»
Больше я «умных вопросов» не задавал. Сам Белякович безумно хотел играть эту роль, но сказал, что впервые сталкивается с Шекспиром и ему будет очень сложно, поэтому эту роль от отдаёт Сергею, своему брату.

Мы продолжали плавать, и, конечно, Романыч не знал, что спектакль, который станет событием театральной Москвы, он поставит за 15 дней, что спустя несколько спектаклей он сам будет играть Клавдия и это станет одной из самых лучших его работ. Он ещё не знал, что билеты на Гамлета будут спрашивать у метро Юго-Западная всю дорогу до театра и на этот спектакль будет также трудно попасть как на «Юнону и Авось» в Ленкоме и на балет «Спартак». Он ещё не знал, что известнейший шекспировод с мировым именем Александр Абрамович Аникст, никогда не посещавший ни один спектакль дважды, придёт на «Гамлета» второй раз и скажет, что это одно из самых сильных потрясений в его жизни. Он ещё не знал, что спектакль «Гамлет» объездит многие страны мира, когда театры у нас ещё вообще никуда не выезжают, и японцы будут два месяца стоя аплодировать этому спектаклю. А после Эдинбургского фестиваля местные газеты напишут, что это одна из самых сильных шекспировских постановок за последние годы на Британских островах.

Но это будет потом.
А пока мы радовались жизни, готовясь к вечернему спектаклю. И никто из нас не знал, что премьера «Гамлета» состоится 6 декабря 1984 года, и Мастеру судьба предоставит ещё долгие 16 лет в 20 веке и 16 в 21-ом… Ровно по 6 декабря 2016…


О присвоении ВРБ звания Народного артиста России

...За такие-то, такие-то и прочие заслуги в том-то, том-то и в этом на протяжении того-то и того-то в течение таких-то и таких-то без перерыва с такого-то по этот самый и так далее, почётное звание Народного артиста России присваивается главному режиссёру московского театра «На Юго-Западе» Беляковичу Валерию Романовичу – разнеслось под сводами Екатерининского зала Кремля, и начальница наградного отдела в образе Родины-матери передала коробочку Президенту России Владимиру Владимировичу Путину.
Валерий Белякович с достоинством поднял онемевшую жопу с деревянных кресел времён Ивана Грозного, оправив при этом полы двубортного пиджака, чтобы не косоюбились при ходьбе, поддёрнул вверх воротничок рубашки для куража, и по межкресельному ряду, как инструктировал местный церемониймейстер, стал пробираться к центральной дорожке...


О том, как ВРБ работал дворником и что из этого вышло

Для своих первых спектаклей реквизит я собирал постепенно с собственной помойки. Помню, мне было поначалу стыдно на виду у прохожих копаться в этих помойках, но потом я привык. Человек ко всему привыкает. К тому же, в конце концов, это была моя обязанность как дворника, содержать эту помойку в порядке. Я жил в одном из этих домов, там была дворницкая. В большой комнате собирались все дворники на планёрку, а маленькая комната была моя. В январе 2016 года я выступал в Чикаго перед своими соотечественниками, и одна женщина-эмигрантка брала у меня интервью для русскоязычного радио. Оказалось, что те далёкие времена она как раз и жила в одном из этих домов. Она вспомнила меня. … Было очень трогательно.
В те времена, кстати, на помойку выкидывали много вещей: венские стулья, например, какие-то сундуки, старые люстры, но надо сказать, что не я один был такой умный. Все эти раритеты расталкивались задолго до мусоровоза. Но я имел, что называется, право первой ночи. У меня были шикарные хранилища для всего этого богатства – подвалы. В них жили кошки, которые меня ждали, я носил им еду.
Короче говоря, в этих кошачьих подвалах я хранил всё своё дворницкое приданое. И в один прекрасный момент Виктор Авилов перевёз всё это моё добро на своём громадном самосвале в закрома театра-студии на Юго-Западе.
И понеслось. Так, моя помойная коллекция и стала основой сценографии всех юго-западных спектаклей: в водевилях играли сундуки, старые парики, столы и стулья; в «Женитьбе» - комод.
Деньги нам на спектакли никто никогда не давал, мы сами были спонсорами своих спектаклей. Мы – дети помойки и половой тряпки. Да, почти все актёры, которые работали в театре, побросали свои основные работы и перешли - мужики в дворники, а девки в уборщицы, мыли подъезды, больницы, магазины, а Галкина с Бадаковой мыли залы для Пушкинского музея! Гришечкин и Куликов устроились лучше всех дворниками в кооператив нашего 125 дома. Многие тогда и жили в театре – целая колония бездомных артистов. Спали по разным углам, а ели из одной кастрюли. Пили, но в меру – как все. Но, в основном, конечно, репетировали. Совместная антисанитария подарила нам эпидемию чесотки. Чесались мы все целый месяц. Чесались играя, чесались репетируя. Это легко передаётся, но переносится с трудом. В конце концов, позвали санитаров, те обалдели от масштаба эпидемии, раздели нас всех и часа два обливали какой-то болтанкой. Продезинфицировали все костюмы и театр. Чесотка отступила! ДА! Даёшь Булгакова, Гоголя, Ануя! Именно тогда, играя каждый день, в то первое безбашенное десятилетие был заложен фундамент Юго-Запада, позволивший театру дожить до 40-летия. Энергия создателей была сродни атомной. У нас не было авторитетов, играли наотмашь, откуда что бралось, причём играли бесплатно и считали, что так оно и надо.
И помойки, помойки – старые дома деревень Тропарево, Терешково, строительные свалки Юго-Запада.
Нужны декорации к спектаклю «Калигула» - воруем на стройке вентиляционные короба, костюмы к «Король умирает» сделаны из них же. Разобрали старый гараж на ворота – «Макбет»! «Гамлет» - стащили трубы с олимпийской стройки заодно со сварочным аппаратом. Нет денег – ну и не надо. Зато очередь на месячную выдачу юго-западных билетов студенты занимали с ночи, спали в подъездах, жители уже перестали возмущаться. Потом открыли двери театра, и публика ночевала вот здесь, на сцене, в рядах, чтобы утром выстроиться в очередь и взять два билета в одни руки.
Такие были времена.
А было ли это? Было.
Потом всё стало по-другому. Мы стали получать зарплату, копейки, конечно, но всё же деньги. Потом их стало больше. Потом пошли гастроли. Гастроли по стране, по странам. Потом пошли смерти… Но жизнь продолжается….
Моя театральная жизнь, зародившаяся в мечтах, на помойке, в блошиных подвалах – прекрасная жизнь, подарившая мне гениальных учителей, драгоценных артистов и любимых зрителей…
Вот вы сейчас спросите меня: «Есть ли счастье»?
А вы, как думаете?



«ВРБ перемещался по всему миру и создавал новые звёзды, собирая великих артистов вокруг себя, в своем ареоле, у себя дома под названием Юго-Запад».

Благодарю
Олег Леушин
Михаил Белякович
Карина Дымонт
Валерий Афанасьев
Евгений Бакалов
Сергей Бородинов
Алексей Ванин
Александр Наумов
Галина Галкина
Олег Анищенко
Ирина Сушина
Антон Белов
Алексей Матошин
Андрей Санников
Георгий Иобадзе
и Театр на Юго-Западе.
За этот прекрасный вечер…встречи с Валерием Романовичем Беляковичем.

ФОТОГРАФИИ ВЕЧЕРА (6 декабря, 2018)
Михаил Белякович
1а

2

Антон Белов
5

Алексей Ванин
6

Евгений Бакалов
7

Сергей Бородинов
8

Галина Галкина
11

12

Валерий Афанасьев
16

Олег Анищенко
20

22

Александр Наумов
23

Алексей Матошин и Андрей Санников
24

25

Олег Леушин
27

ВВП и ВРБ
18

28

29

30

31


Театр на Юго-Западе
группы театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канал на Youtube

Театр на Юго-Западе
Пушкин, он и в антиутопии, Пушкин. «Маленькие трагедии 2к30» в Театре на Юго-Западе
Разнузданный секс с Куклами в Театре на Юго-Западе
Связанные одной целью, Скованные одной цепью… «На дне» в Театре на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть – и не вопрос!