Я люблю мать, сильно люблю; но она курит, пьет, открыто живет с этим беллетристом....

Когда-то Виктора Цоя спросили, почему он носит черное. Ответил "Я ношу траур по своей жизни". Удивительно, но для многих моих знакомых тогда эта фраза так и осталась цоевской, без подозрения на наличие оригинала.

А тем временем вот она, цитата оригинальная:

- Отчего вы всегда ходите в черном?
- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
- Отчего? Не понимаю… Вы здоровы, отец у вас хотя и небогатый, но с достатком. Мне живется гораздо тяжелее, чем вам...


Это - самое начало чеховской "Чайки". Гениальной и актуальной. Одень героев в современное платье, помести в нынешние условия - и слова менять не надо. Все от же конфликт поколений и непростые отношения между людьми. Все те же влюбленности и нелюбовь, измены и предательства. И страхи красивой избалованной вниманием женщины перед старостью.

Удивительно, как я умудрилась дожить до своих лет и так и не посмотреть "Чайку" в театре - для которого она, собственно, и была написана. Тем интереснее было попасть на премьеру в Московский областной театр юного зрителя (МОГТЮЗ).
Я не хочу пересказывать весь сюжет, он давно всем известен. Приведу еще только пару цитат:

- Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. Я люблю мать, сильно люблю; но она курит, пьет, открыто живет с этим беллетристом, имя ее постоянно треплют в газетах – и это меня утомляет. Иногда же просто во мне говорит эгоизм обыкновенного смертного; бывает жаль, что у меня мать известная актриса, и, кажется, будь это обыкновенная женщина, то я был бы счастливее. Дядя, что может быть отчаяннее и глупее положения: бывало, у нее сидят в гостях сплошь всё знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я – ничто, и меня терпят только потому, что я ее сын.


Известную актрису, то бишь Аркадину, сыграла Нонна Гришаева.

Ах, какие на ней были шикарные костюмы - мечта любой девочки! Залюбовалась!



Но вот понравилась ли мне ее игра? Не знаю... ибо казалось, что она просто ведет себя как обычно. Но, не зная Нонну в жизни, трудно судить так ли это. Зато подбор других актеров, их гармоничность в своих ролях, восхитили! Так что даже в чем-то обидно было читать вышедшие после премьеры публикации: в них везде на первом плане она - прима.

- Ты вообразил, что твоя пьеса не нравится матери, и уже волнуешься и все. Успокойся, мать тебя обожает.
- Любит – не любит, любит – не любит, любит – не любит. Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит. Она знает также, что я не признаю театра.


Но как же хороши Константин и Петр Николаевич!

В одном из премьерных интервью с Гришаевой можно прочитать: «У нас, мне кажется, получилось то, что задумывалось Антоном Павловичем: не комедия, а трагикомедия. Для артистов это всегда был самый любимый, сложный, прекрасный жанр. Потому что ощущение перепадов настроения, когда ты заставляешь зрителя смеяться, потом плакать, потом опять смеяться, потом опять плакать — дорогого стоит». Не могу не согласиться с данным утверждением. Весь спектакль смотрелся на одном дыхании, грустное перемежалось юмором - время пролетело незаметно. Чего от классики, скажем прямо, не ожидала.




МОГТЮЗ - театр детский. А "Чайка" всегда казалась мне произведением достаточно взрослым, с глубоким смыслом. И шла в размышлениях - можно ли будет показывать это подросткам? Смогут ли сохранить оригинал текста?





И теперь говорю однозначно - да. То, как подаются чувства и как трепетно отнеслись к оригинальному тексту - заслуживает уважения.



Вообще, любопытно было посмотреть именно эту вещь еще и в свете последней лихорадки по влиянию современного искусства на психику молодежи. Типа самоубийства и прочее - ведь по Чехову все заканчивается грустно, Константин застрелился. Но как-то же мы все то читали (а кто-то и в театру посмотрел) и все еще живы?



В увиденной интерпретации смерть главного героя совсем не очевидна. Впрочем, как и у автора (так, одной строчкой). Тут кажется, что может быть еще продолжение, и все может наладиться.

Пожалуй, такая режиссерская трактовка мне близка и понятна. Ведь дальше - только трагедия. А ее смотреть уже не хочется почему-то... 


Традиционное спасибо за приглашение сообществу moskva_lublu
Ну а за новостями МОГТЮЗ помимо сайта можно следить и в соцсетях: FB, VK, Instagram.