Прощайте таблетки???

Воспользовавшись приглашением факультета Психологии МГУ им. Ломоносова, я побывала в минувший четверг в лаборатория кафедры психофизиологии!!!




Сергей Александрович Исайчев поделился с нами знаниями по практической и научной психофизиологии, заявив, что мы вступили в век изучения мозга. На соответствующие проекты выделено значительное финансирование.



Большое значение уделяется разработке новых методов ранней диагностики и лечения заболеваний центральной и периферической нервной системы.
В перспективе – понимание работы мозга и нейротехнологическая революция.



Но максимум внимания во время встречи было уделено технологии биологической обратной связи (БОС), которая все чаще применяется при работе с головными болями, бессонницей, синдромом дефицита внимания, различными фобиями, избавляет от стресса.
На оборудовании с БОС можно проводить не только всестороннюю диагностику, но заниматься успешной коррекцией большинства известных нарушений, вызванных хроническим или эпизодическим стрессом: тревожность, бессонница, фобии, заикания, боязнь публичных выступлений.
Также успешные работы есть и по проблемам нарушения внимания у детей и взрослых, синдрома дефицита внимания, синдром гиперактивности.
Принцип БОС базируется на том, что мозг перестраивается сам.
Научившись менять ритм мозга, мы меняем биохимические механизмы.




На диаграмме мы видим количество работ по применению технологии БОС с такими распространенными заболеваниями, как головные боли, стресс, нарушение мышечной регуляции, тревога, расстройства сна, и даже синдром хронической усталости!!!
Лаборатория кафедры психофизиологии оборудована самыми современными приборами. Например, здесь есть такой прибор, как энцифалограф, позволяющий считывать с человека 256 каналов!!! Функциональные измерения во время деятельности человека (о чем-то думает, на что-то смотрит) проводятся на уровне структуры мозга.

А потом всех желающих усадили за установки с биологической обратной связью. Нас тестировали на внимание, тревожность, замеряли альфа-ритм и многие другие показатели одновременно.

Я прошла тренинг по повышению стрессоустойчивости (обучение саморегуляции, целью которого является формирование стабильного навыка произвольного контроля своего функционального состояния (ФС) и устойчивого нахождения в состоянии релаксации).




Признаюсь честно – с первого раза у меня мало что получилось.
Более того, я всегда знала, а тут еще и получила наглядное подтверждение, что реагирую даже на самые незначительные раздражители – моя диаграмма (спокойствие – беспокойство) на экране монитора просто зашкаливала, а всего-то рядом сотрудник кафедры суетилась возле еще одного «подопытного кролика» (прикрепляла к ее рукам электроды).
Стимулом расслабиться в моем случае было – посмотреть красивые пейзажи и послушать музыку – чем ты спокойнее, тем картинка больше, а музыка громче. Следующий стимул – если ты не расслабишься, картинка на экране превращается в набор черных квадратов, закрывающих изображение – чем их больше, тем сильнее ты зажат или волнуешься. У меня, опять же, количество квадратов на мониторе постоянно менялось. Слава богу, просветы все-таки были.
Этот метод весьма успешно применяется для выработки усидчивости у детей – хочешь посмотреть интересный мультик – не дергайся!!!

Сейчас в каждой современной клинике есть соответствующее оборудование.
Ну что ж, прощайте таблетки, оказывающие лишь временную помощь, но не решающие проблему в целом!!!
Дело осталось за малым – подготовить достаточное количество специалистов, умеющих считывать с него информацию и помогать людям бороться с огромным спектром болезней без медикаментозно!!!
А учат этому как раз здесь – на факультете психологии МГУ!