Любовь и война

"Пятая колонна" единственная пьеса Эрнеста Хэмингуэя. Автора всегда интересовали люди в неспокойные времена, благо перепитии  XX века давали пищу для этого. Да и биография "старины Хэма" может служить самым что ни на есть авантюрным романом. Его героям часто приходилось выбирать. О выборе и эта пьеса.

Вот что написал сам автор в предисловии: Эта пьеса была написана осенью и в начале зимы 1937 года, когда мы ждали наступления. На этот год намечено было три крупных наступления Центральной армии. Первое, на Брунете, уже состоялось. Оно началось блестяще и кончилось кровопролитным и ничего не решившим боем, и мы ждали следующего. Мы так и не дождались его; но за это время я написал свою пьесу.

Каждый день нас обстреливали орудия, установленные за Леганес и по склонам горы Гарабитас, и, пока я писал свою пьесу, в отель «Флорида», где мы жили и работали, попало больше тридцати снарядов. Так что если пьеса плохая, то, может быть, именно поэтому. А если пьеса хорошая, то, может быть, эти тридцать снарядов помогли мне написать ее.

Каждый раз, выезжая на фронт, — ближайший пункт фронта находился на расстоянии полутора тысяч ярдов от отеля, — я прятал пьесу в скатанный матрац. Каждый раз, вернувшись и найдя комнату и пьесу в сохранности, я радовался...
будут говорить, и уже говорят, что в пьесе не показано благородство и величие того дела, которое защищает испанский народ. Она и не претендует на это. Для этого понадобится много пьес и рассказов, и лучшие из них будут написаны после того, как война кончится.

Это всего только пьеса о работе контрразведки в Мадриде. Недостатки ее объясняются тем, что она написана во время войны, а если в ней есть мораль, то она заключается в том, что у людей, которые работают в определенных организациях, остается очень мало времени для личной жизни. В пьесе есть девушка, зовут ее Дороти, но ее можно было бы назвать и Ностальгией. Пожалуй, довольно мне говорить о пьесе и пора предоставить вам прочесть ее. Но если то, что она была написана под обстрелом, объясняет ее недостатки, то, с другой стороны, может быть, это придало ей жизненность.


И вот премьерный сезон спектакля в Центральном театре Российской Армии. Постановка Галины Зальцман, художник - Елизавета Дзуцева,
композитор - Рубен Затикян, художник по свету - Андрей Богуславский, видео-художник - Анастасия Макарова. И интересный актерский состав.




Спектакль идет на экспериментальной сцене, которая представляет собой небольшой зал, обрамлённый двумя рядами стульев. Актеры практически среди нас, зрителей. В полуметре от нас кровать, граммофон, ванна, стол..и много мешков с песком? или с трупами. Ибо война, обстрелы домов, а также расстрелы. Ведь герои пьесы контразведчики, живущие в отеле "Флорида"(да-да, там где и жил сам Эрнест Хэмингуэй) под прикрытием "легенд", цель одна-вычислить и уничтожить "пятую колонну",помогающую четырем внешним франкистским колоннам, атакующим Мадрид.



Итак, перед нами номер отеля для иностранцев и его постояльцы. История о людях, для которых дело жизни война. В данном случае война в другой стране. Пусть за правое дело, но все-таки чужое. Филипп Ролингс как раз такой. Американец, контразведчик, сражающийся против "пятой колонны". Все четко- в миру он бездельник и шалопай- виски,бесцельное шатание из кабака в кабак, и снова виски. А на деле- донесения, расстрелы, шпионаж. Бок о бок с испанским сопротивлением Франко. Рядом боевые камрады и верная боевая подруга Анита.
Однако и в личной жизни Филлипа появляется своя собственная "пятая колонна"- американка Дороти. Неземная,нежная..она совсем иная, чем все эти комрады. С ней хочется чудить, танцевать, радоваться жизни и любить. Позволить себе иного счастья, чем счастье борьбы. Вспыхнувшая страсть уводит Филиппа к берегам радости, где только Он и Она, где мечты о семье, о путешествиях, о детях,наконец, обретают видимые очертания. Уехать из полыхающего пожарами Мадрида..Но Филлип мужчина, боец и авантюрист. Поэтому выбор его предсказуем. Борьба.

И вот на сцене ЦАТРА у Филиппа идет борьба не только с франкистами, а скорее борьба с самим собой. Максим Чиков (Филипп) проживает непростые часы жизни, когда надо выбирать. Этот внутренний разрыв героя очень болезненен, и очень психологично и чутко пережит актером. Его невероятно жалко, а ещё горше за Дороти. Где раздавлена любовь, там есть место только войне. Но те прекрасные и волнительные минуты , что провели они вместе трогали душу.

Хочется рассказать и о других персонажах пьесы. Это и обаятельный Управляющий отелем( Андрей Пойдышев), который очень элегантно, мазками, создал образ попрошайки, но приятного, с большим чувством юмора. А еще и горничная Петра (Елена Анисимова), чем-то напоминающая Монсерат Кабалье внешне, этакая тетушка-дуэнья. Очень запомнился Уилкинсон( Ярослав Бережнов), искренний такой молодой солдат.

Что касается сценографии, то по моему она не совсем хороша. Не так динамично повествование, хотя казалось бы -война, донесения и разведка, перемещение действия из комнаты в комнату, должно быть живее. Но на деле выходило немного тягуче, а хотелось бы резче. А ещё не очень хорошо видно зрителям, сидящим во втором ряду, особенно фронтально. Вот сбоку лучше. Поэтому, если будете покупать билеты, то уточняйте расположение стульев.

Считается, что единственная пьеса Хэмингуэя не сильный вариант его прозы. Может быть... Но спектакль Галины Зальцман достойное её воплощение.

После театра очень хотелось говорить и обсуждать. О том, что не бывает правильного или неправильного выбора, о том, что в любом случае будут потери, поступишь ли ты так или иначе, это будет только твое решение и твоя жизнь.

За приглашение благодарю сообщество moskva_lublu

Для информации : группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм
Фото спектакля с просторов Интернета