«Укрощение строптивой», МХАТ им. М. Горького, 21.11.2018

Несмотря на то, что я довольно часто бываю на экспериментальных спектаклях и на постановках современных авторов, не могу забыть и о великой классике. Отличный пример такого классического спектакля – «Укрощение строптивой» во МХАТе им. М.Горького, в постановке В.Беляковича.

Знаменитая комедия Шекспира, классика жанра, показана полностью, без сокращений – и это огромный плюс. Декорации – большие металлические колонны, находятся на сцене весь спектакль, и переносят нас то на площадь в Падуе, то в покои Баптисты, то в гостиницу. Яркие двухцветные костюмы героев вызывают ассоциации с балаганным представлением в Италии, ну или со сценическим действием XVII века. Кто знает, возможно, актеры в первых постановках комедии были одеты именно так?

«Укрощение строптивой» - типичная шекспировская комедия со множеством переодеваний, интриг и забавных ситуаций. Завязка такова: Люченцио (А.Кравчук), сын пизанского дворянина Виченцио, приезжает в Падую учиться в университете, но влюбляется в Бьянку (К.Пробст), младшую дочь богача Баптисты. Однако у него есть соперники:  Викторио (Т.Дружков) и Гортензио (А.Бирюков). К тому же, отец девушки вовсе не намерен выдавать замуж младшую дочь раньше старшей – сварливой и вздорной Катарины (Л.Голубина). Кажется, что Катарина не выйдет замуж никогда, такой строгий отпор дает она всем женихам. Она считает всех мужчин глупцами и пустобрехами, заранее предубеждена против них и считает себя равной мужчине.

(Все фото - с сайта Театра)
http://www.mxat-teatr.ru/repertuar/ukroshchenie-stroptivoy__79


Интересно, что, в отличие от оригинальной задумки, здесь Бьянка вовсе не показалась мне скромной и обходительной. Она часто ссорится со старшей сестрой, ябедничает, плачется отцу и посмеивается над женихами. В общем, девушка тоже не так уж добра, проста и наивна.

Но вернемся к Люченцио. Он придумывает следующий план: втирается в доверие к Баптисте под учителя литературы для Бьянки и называет себя «Габриэлло», а Транио (А.Карпенко), слуга Люченцио, должен изобразить самого Люченцио и для отвода глаз официально посвататься к Бьянке.


Викторио встречает только приехавшего в Падую старого знакомого – Петруччо (А.Чубченко), который промотал все свое состояние и ищет богатую невесту. Викторио сразу приходит в голову мысль свести его с Катариной. Петруччо совсем не против, он уверен, что ему покорится любая строптивица.

А дальше история только запутывается: загримированный Викторио сам проникает к Бьянке под видом учителя музыки. Бьянка узнает Люченцио в роли учителя и сама влюбляется в него, они тайно обручаются. Параллельно Баптиста проникатеся симпатией к Транио, мнимому Люченцио, и готов выдать за него дочь, но, чтобы жениться на Бьянке, он должен доказать Баптисте свое богатство. Что поделать, приходится найти юношу, который согласится сыграть отца Люченцио и поручиться за него. Но тут, как назло, настоящий Виченцио приезжает в Падую проверить сына…


Андрей Чубченко в роли Петруччо просто покорил: веселый, насмешливый, находчивый – действительно, как было Катарине не начать его слушаться, когда он постоянно ставил ее в безвыходные и глупые ситуации? С самого начала, когда он на ее злые выпады реагировал спокойно и учтиво, он уже ее обезоружил. Затем заставил прождать полдня у цервки перед свадьбой. Потом, ночью, под проливным дождем, ему взбрело в голову уехать со свадебного пира, вдвоем на одной лошади – да Катарина еще и упала с нее в грязь. В гостинице он выкинул невкусный ужин в окно, плохую постель – туда же, Катарина не могла ни поспать, ни поесть. Вконец измотанная, девушка понимает, что с мужем лучше не спорить.


Катарина в исполнении Ларисы Голубиной – маленькая, рыженькая девушка и сначала кажется не опасной. Но как она горда, как «гоняет» от себя мужчин. Даже родной отец ее боится. Но ее строптивость – всего лишь маска, Катарина ждет любви и хочет выйти замуж. Она втайне завидует окруженной поклонниками Бьянке и радуется, когда Петруччо делает ей предложение. На протяжении всей пьесы она проходит долгий путь, постепенно меняется – и вот, в финале мы видим нежную, любящую  жену, которая готова повиноваться любому желанию мужа.

Невозможно перечислить все забавные ситуации, в которые попадают герои, и все смешные цитаты, которыми просто пестрит «Укрощением строптивой». Режиссер позволил себе слегка осовременить действие, добавив некоторые современные шуточки и фразы. Но это – буквально в паре мест, и мне кажется, это сделало спектакль только более понятным широкой публике. А слуга Петруччо, Грумио, который демонстрировал женские наряды для карнавала, просто привел публику в восторг (особенно первым вариантом под названием «Чрево Парижа»). Мне же очень понравился эпизодический персонаж Бьонделло (Г.Карташов), типичный полноватый слуга-тугодум, который так забавно путает, кто слепой, кто глухой, кто немой, а кто убил человека и зачем и чуть не срывает все планы Люченцио и Транио.

В общем, спектакль поставлен очень качественно, легко – за смехом и весельем почти 3,5 часа пролетают совершенно незаметно. А публика действительно веселится – главный показатель того, что бессмертные комедии Шекспира не теряют своей актуальности и в наши дни.

За приглашение спасибо огромное сообществу  moscultura, проекту Москультура и лично Михаилу tushinetc !

Ссылки:
группы Театра в Фэйсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канал на Youtube