"Пролетая над гнездом кукушки", театр "GHOST", 13.11.2018

Прежде всего, стоит сказать, что у проекта «Пролетая над гнездом кукушки» театра GHOST классный сайт, очень грамотно сделанный. Тут и надпись «Только 4 дня в Москве!», и видео, и красивая фотогалерея, и цитаты из зрительских отзывов, и даже любезное предложение заполнить форму с электронной почтой, чтобы получить электронную версию книги и прочитать ее перед спектаклем. А самое главное - это описание постановки: «Уникальный спектакль в 3 жанрах: кино, театр и интерактив», «Зрители влияют на ход спектакля», «Спецэффекты и минималистичные декорации» и призыв «Успейте приобрести билет на спектакль с неизвестной концовкой!». В общем, маркетинг и пиар тут реально на высоте, внимание привлекает, я прониклась и захотела сходить, тем более книга Кена Кизи – одна из моих любимых :)

Спектакль проходит в театре «Эрмитаж» на Новом Арбате. В этом здании я была впервые, и место это – очень необычное. В этом же доме находятся и ТЦ, и множество магазинчиков и кафе, а на втором этаже театр. На входе посетителей встречают работники театра, все они одеты в белые халаты – и служба зала, и продавцы программок. А прогуливающиеся по фойе герои спектакля, которые разыгрывают сценки или подходят к зрителям со специфическими вопросами, помогают почувствовать себя действительно одним из пациентов психиатрической клиники.

(Все фото предоставлены Театром, фото поклонов - мое)
Не все артисты с фото принимали участие в спектакле.

Спектакль действительно проходил в трех жанрах. Неоднократно на экране показывались кадры «фильма» - Вождь Бромден (Гарик Айвазов) в придорожном кафе, он уже сбежал из клиники и рассказывает обо всем бармену. Таким образом, все, что происходит на сцене – его воспоминания. А зрители – тоже немного участники спектакля. Они – хроники, которые уже неизлечимы. Проходя постоянную терапию, без надежды когда-либо покинуть клинику излечившимися, они молча наблюдают за развитием событий.



Каждый день обитателей психиатрической клиники похож на предыдущий: деспотичная сестра Ретчед (Анна Ерченко) погоняет нерадивых санитаров (Егор Латышев и Дмитрий Бурукин), сестра Флинн (Евдокия Лаврухина) проспит из-за «полуночной мессы», прибежит, одеваясь на ходу и встанет на раздачу лекарств,  и так каждый день.

Рутина прерывается появлением в клинике нового обитателя – Рэндла Макмерфи (Михаил Стенин), приговоренного к принудительному лечению за буйство, пьянство и дебоши. Нагловатый и развязный, Макмерфи сразу же отказывается признавать строгий распорядок, установленный сестрой Ретчед, не соглашаясь пойти в душ. Дальше – больше: карточные игры на деньги, срыв сеанса групповой терапии, расхаживание по отделению в одной простыне, курение и так далее.



Михаил Стенин – это совсем молодой Макмерфи. Он демонстративно ерничает, идет наперекор больничной системе, чтобы раздражать сестру Ретчед, в которой видит главное зло. Кажется, что делает он это не только потому, что хочет избавить друзей-пациентов от ее тирании, но и потому, что ему банально скучно, он выдумал противника, «вошел в игру» и намерен в ней победить. Макмерфи очень человечен: он сразу располагает к себе не только пациентов, которые всегда за него горой, хоть он и обыгрывает их в карты на большие суммы, но и главного врача, доктора Спиви (Иван Чернышов), который даже разрешает ему свидание с девушкой. Только Макмерфи удается найти общий язык с Вождем, который считается (но не является) глухонемым и избавить его от многолетнего молчания.



Интересны намеки на романтическую линию между Макмерфи и сестрой Ретчед. Действительно, что-то в этом есть. Ретчед в исполнении Анны Ерченко – молодая красивая женщина, но с очень жестким характером. Она не признается себе, что испытывает к своенравному пациенту бОльшую привязанность, чем положено, а он – что злит ее, стараясь привлечь к себе больше внимания. Воистину, от ненависти до любви один шаг.

Макмерфи только во втором действии осознает, что на самом деле между ним и пациентами лежит огромная пропасть. Все они находятся в клинике добровольно, они могут покинуть ее в любой момент, просто не хотят. Им нет места в обществе, они боятся социума. Он же здесь – настоящий пленник на принудительном лечении, и только от сестры Ретчед зависит, сколько он здесь пробудет.



Пациенты клиники за время спектакля (а идет он долго) становятся по-настоящему родными. Строгий Хардинг (Александр Толмачев), глава Общества Пациентов, сначала он оспаривает право на власть, которое хочет захватить Макмерфи, но затем подчиняется ему, и мы видим, что на самом деле он не такой уж и сильный. Милый рыжий Мартини (Андрей Кудряшов), всегда в своих мечтах, разговаривает с воображаемым другом Джорджем. Своенравный Чезвик (Никита Ермочихин) и подрыватель-Скэнлон (Изнаур Орцуев) всегда поддерживают Макмерфи, «своего в доску». Наконец, робкий и застенчивый Билли Биббит (Никита Белых), главная жертва тирании сестры Ретчед, привязан к Макмерфи, Макмерфи сводит его с Кенди Старр (Полина Ауг), что потом обернется ужасной трагедией.



И вот ты замечаешь, что начинаешь по-настоящему сопереживать каждому герою. Зрители не раз оказываются вовлечены в действие, например, когда решается поднятый Макмерфи вопрос о переносе времени просмотра телевизора, чтобы посмотреть трансляции Кубка по футболу. Необходим единогласный ответ, и нас тоже спрашивают, за мы или против. Как тут не поднять руку? Весь зал поднял. Ты болеешь за Макмерфи, когда он пытается поднять тяжеленный пульт. Ты боишься за Макмерфи, когда показывают его на электрошоковой терапии (очень красиво поставленная сцена, выглядит как танец в красном свете). Ты радуешься за ребят, веселящихся на вечеринке. Наконец, как больно видеть, что стало с Макмерфи в конце.



Не могу сказать, что концовка спектакля прямо-таки «неизвестна». Она остается не только известной, но и единственно возможной, принимая во внимание характер Вождя. Тем не менее, простим эту небольшую «завлекалочку», потому что игра артистов выше всяких похвал, несмотря на их молодость. Потрясающее попадание в типажи и великолепное преподнесение образов Макмерфи и сестры Ретчед. В который раз уже убеждаюсь, что в негосударственных экспериментальных театрах можно найти множество куда более интересных спектаклей, чем в государственных, «закостеневших» в классике.



Отмечу только, что было бы не лишним добавить на сайт информацию о продолжительности спектакля – 3 ч 40 мин с антрактом. Я, если честно, была не готова выйти из театра в 23.10 и очень пожалела, что пошла одна. Однако, я получила просто огромное удовольствие, не было и мысли уйти пораньше – это великолепная интерпретация романа Кена Кизи, поверьте мне :)

За приглашение спасибо огромное Театру, сообществу moskva_lublu и лично Марине kogda_leto

Ссылки: группы Театра ВКонтакте, Фэйсбуке и Инстаграме