Театральное открытие – Великолепный театр Et Cetera, 451 по Фаренгейту

Для меня это театральное открытие. Всё произошедшее показалось мне безупречным. Сам театр изысканный до мелочей, всё прямо как с иголочки, очень приятно находится в любом уголке. Зал почти битком. В определённой тесноте особый шарм, особенно когда сидишь на отдельном стуле в центре зала, скинув сапожки и отдавшись огромной сцене всею собой. Это было длинное путешествие на одном дыхании.

Посредством какого произведения мы знакомимся с легендарным театром под руководством Александра Калягина? Я выбрала роман Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Эту культовую книгу из 60-х я давно читала и видел экранизацию от Франсуа Трюффо. Книга смелая, провокационная, актуальная во все времена. Жанр считается фантастикой, но можно сразу утверждать, что это фантастика типа пророчества, которое для современного мира уже частично сбылось.




Отточенная постановка латвийца Адольфа Шапиро была мастерской во всём, в частности мизансценой. На сцене просторно, героям вольготно создавать атмосферу каждой сцены, выстраиваясь как симметрично, так и асимметрично. И каждая сцена пробирала волнами эмоций и ощущений, переживалась буквально телом. Разговоры находили отклик в душе, ведь темы романа – горючие темы.

Всё началось с красоты и сердечной чакры. Девушка Кларисса, белая ворона того тоталитарного мира, практически сразу раскрывает сердце главного героя Монтэга. В грубом, условном, шаблонном мире Гай Монтэг - пожарник, сжигающий главное социальное зло, книги. Кларисса – отщепенка с чистым взглядом на мир, детской наивностью и древней мудростью. Она такая близкая, вся жизнь её внутреннего мира нам знакома. Мы на этой стороне, где сквозь общественный морок умеют наслаждаться запахом палых листьев и читать. Гай Монтэг оказывается восприимчивым, и вот он уже замер, наблюдая Луну. Интересной внешности Эльмо Нюганен (один из самых признанных режиссёров Эстонии) в дуэте с яркой Марией Скосыревой создают трепещущее ощущение влюблённости, которая преображает.



Вскоре Монтэг грохается лбом о проблему: как продолжать дальше доселе механизированную жизнь? Дома жена, она – собирательный образ запрограммированного сознания. Работа – уничтожение глубокого знания, которое уже и не уничтожать, а наоборот. Кларисса каждый раз появляется, как чудесная птица, и несёт с собой внутренний вызов. Однако, вскоре она покидает сюжет навсегда, и Монтэг остаётся один на один с теперь уже враждебным миром.

Его антагонист – Битти, начальник их пожарной бригады. Его играет Игорь Яцко с запоминающейся внешностью типа фэнтези и харизмой сильной личности. Мы не можем ему не симпатизировать, он бьёт огнём уверенности, способностью раскладывать всё по составу, видеть насквозь. Рядом с ним определённо витает дух прочитанных – запрещённых – книг. Он умён и пронзителен, не оставляет равнодушным. Его безапелляционности побаиваются герои и даже немного зрители.



Когда Монтэг уже никак не обойдётся без поддержки, появляется философ Фабер (пожилой и тоже харизматичный Сергей Дрейден). Он, как Гендальф у Толкиена, хранит мудрость мира, готов дать ключ. Хотя очень тихо хранит, уже давно смирившись. Но через него Монтэг решается на прорыв. И самого Фабера расшевеливает своей свежей энергией. И дальше Гендальф-Фабер поведёт в заповедный мир, где возможно элементарное: мыслить, размышлять, познавать и осознавать.



Жуткое будущее, обрисованное Бредбери, постепенно сбывается. Если ещё нет телевизоров во все 4 стены, то к этой потребности наше общество приблизилось по сравнению с 60-ми. В топовое время контент попроще, примитивная драма, без возникновения мыслей. Через несчастную жену Монтэга так натурально показана тупость и контента, и воспринимающего. «А Бредбери предупреждал, не прислушались», - фрактально намекают зрителю XXI века со сцены. «Чёрное зеркало» приближается, мир переселяется в экраны. И что в итоге может произойти? Потеря основ, отрыв от всемирных знаний, запрет свободной мысли, существование под копирку. Хотя если мы в театре, мы спокойны: не оторвались, не потеряли смыслы, не отвергли культуру. И точно можем размышлять свободно. Вбирая опыт гениальных впереди идущих, наполнять канал творчества и искусства. Я уверена, что этот канал не загасить. Процент упрямо-широко мыслящего человека существовал во всем времена. И тянул сквозь историю массы. Так и будет всегда.

Спектакль поразил отточенной отработкой эффектов. Во всём сиял первоклассный уровень, услаждающий нас зрителей. В целом, всё было построено на монументальных эффектах: огромная сцена, система прожекторов, движения масштабных панелей. Органы чувств зрителей охвачены: игра с цветом, звуковое многообразное воздействие, вибрирующая тишина, фантастический живой туман, окутавший, как чудо, и погрузивший в 5D. Такому перформансу удовольствие отдаваться всецело. Чтобы пронизывало искусством до костей.



А каким неожиданным счастьем лился высоченный дождь. Он прочистил, так сказать, чакры Монтэгу. И он, как по идеальной структуре путешествия героя, проходит свои испытания, катарсисы и получает награду. Возможность снять чары и слиться с единым…
Я под огромным впечатлением, и как и многие в зале, аплодировала стоя. Это был мой лучший театральный экспириенс!



Сайт театра и его соцсети: Facebook, ВКонтакт, Инстаграм, Youtube. Рекомендую всем, кто ещё не знаком. Сила!





Замечательный Калягин. Спасибо Вам за этот замок искусства в центре Москвы!