"Маскарад Маркиза де Сада", Театр Романа Виктюка, 17.10.2018

Для своего знакомства с Театром Романа Виктюка я выбрала спектакль «Маскарад Маркиза де Сада», и не могу оценить, хороший это выбор или нет. Я множество раз слышала о сложности восприятия постановок Виктюка, об их специфичности и о том, что они «на любителя». Разберемся по порядку, что может «отпугнуть» неподготовленного зрителя, а что – привлечь?

(Все фото - с сайта Театра)



Кто такой маркиз де Сад, знают, наверное, все.  Но связывать его только с садизмом, названным его именем, было бы неверно. Прежде всего, он был писателем и философом, решившимся противостоять власти. Что из этого вышло, и представлено нам в спектакле. По пьесе Андрея Максимова, действие происходит в революционной Франции в 1794 году.

Маркиз де Сад (Дмитрий Бозин) уже не первый год сидит по тюрьмам за непокорность властям и развратное поведение. Условия, впрочем, не так плохи: камера велика, обставлена достаточно богато, к маркизу приставлен верный слуга Латур (Людмила Погорелова), но она остается камерой, о чем и напоминает маркизу новый охранник Огюстен (Иван Никульча). Огюстен, кстати, прямо-таки рвался стать охранником скандально известного маркиза, чтобы иметь возможность участвовать в его оргиях. А маркиз, раздраженный столь примитивным желанием Огюстена, еще в начале пьесы задается вопросом: действительно ли он сам искренен или играет некую роль? Вероятно, роль – ведь перед приходом посетителей слуга даже гримирует его – придает лицу усталый и болезненный вид.

У маркиза есть заклятый враг – инспектор Маре (Александр Дзюба), который много лет преследовал его и, наконец, засадил в тюрьму. Конечно, маркиз в бешенстве и мечтает убить инспектора. Тут на его пути крайне удачно появляется молодая революционерка Жюстина (Екатерина Карпушина), член «Комитета  Голубых Лилий», глупенькая, но всецело преданная высшей идее. Ей дан приказ убить Маре, ибо он мешает революции, преследует великого вольнодумца – маркиза де Сада. Девушка пришла, чтобы маркиз указал ей на Маре, и они договариваются о встрече – инспектор посетит камеру маркиза в 4 часа, Жюстина придет на пару часов позже.



И вот тут-то и начинается маскарад маркиза де Сада – все, совершенно все герои – не те, за кого себя выдают. Разве можно подумать, что между маркизом и инспектором может быть взаимовыгодный договор, что они столь неразлучны, что уже слились в одного человека? Что маркиз на самом деле вовсе не хочет жить по тем законам, что он описывает в своих книгах? Что такое его рассказы – описания собственных похождений или красивая легенда? Как может слуга Латур стать служанкой Лакостой? И даже Огюстен – реально ли он сын охранника, о котором так часто поминает? И какова же будет развязка – убьет Жюстина инспектора Маре или нет?



В финале перед нами остается только маркиз де Сад – одинокий, всеми оставленный, никем не понятый, какой он и есть на самом деле. Кто вокруг? Только слуги, героев нет, и головы всем нужно усовершенствовать. А пока вокруг одни слуги – не получается его пьеса, и не получится никогда. А потом все его окружение вновь предстанет перед ним и спросит – может ли он жить без этого карнавала? Ответа нет – но, наверное, нет, слишком привык к своей маске.

«Господи! Почему Ты решил ждать, пока я к тебе приду? Почему Ты Сам не можешь спуститься на землю в чьем-нибудь обличии? Что тебе стоит? Приди, хотя бы для того, чтобы доказать мне, что я есть!»

Спасибо огромное всем создателям спектакля и артистам, но особенно Андрею Максимову, переосмыслившему образ маркиза, Роману Виктюку за оригинальную режиссуру (кажется, что поставить эту пьесу на сцене мог бы только он) и Дмитрию Бозину за великолепнейшую подачу образа де Сада, это было восхитительно.

Отвечая на вопрос, который я задала выше - костюмы, подача артистов, сама концепция постановки могут вызвать у зрителя резкое неприятие. Но если попытаться понять Мастера, вникнуть в то, что он хотел сказать, понимаешь, что его спектакли необычайно глубоки и философичны. Поняла, что нужно посмотреть у Виктюка еще несколько спектаклей, чтобы проникнуться его творчеством. Примерный список уже набросала ;)

За приглашение спасибо огромное сообществу  moscultura, проекту Москультура и лично Михаилу tushinetc !

Ссылки: группы Театра в Фэйсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канал на Youtube