Визит в Музей Рерихов



С творчеством Николая Константиновича Рериха я познакомился в раннем детстве — в мой маленький родной город привозили выставку то ли настоящих работ, то ли неплохих репродукций, а мама привела меня туда, чтобы расширить мой кругозор. Сейчас я точно знаю, что эти работы сыграли свою роль в возникновении моей любви к горам.

В своих путешествиях я периодически попадаю в места, связанные с Рерихом. Так, в 2015 году я побывал на станции Ангасольская, где располагается «Культурно-выставочный центр на Байкале», а затем в том же году совершил трекинг в индийском штате Химачал Прадеш, где долгое время жил Николай Константинович. Наш путь пролегал из Бира в Манали, буквально в 40 километрах от Долины Куллу, где расположена усадьба Рерихов, но из-за большого количества снега на перевале, нам пришлось пойти в другую сторону.

В этом году, в Пакистане, я увидел гору Нанга Парбат, которую неоднократно писал Николай Константинович.

И вот, этой осенью, я третий раз иду в усадьбу Лопухиных любоваться творчеством Н.К. Рериха, сейчас — в относительно недавно созданный «Музей Рерихов» (филиал «Государственного музея Востока»). Раньше в этом же здании располагался негосударственный «Международный центр Рерихов».



Усадьба хороша, в этот осенний день её территорию устилают золотые листья, добавляя гармонии окружающему пространству. Статуи Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, вместе с символом "Знамя мира" по-прежнему встречают гостей у крыльца, приглашая зайти внутрь.


Экскурсию по музейным залам проводил директор Музея Рерихов — Мкртычев Тигран Константинович, периодически дававший интервью присутствующему корреспонденту. Рассказывал о жизни Рерихов, уделил внимание и младшему сыну Николая Константиновича — Святославу Николаевичу, также замечательному художнику, большое количество картин которого представлено в музее.


Разделение картин по залам сделано в соответствии с тематикой и периодами работы художников. Есть и ранние работы, связанные с историей Руси и христианства, духовными поисками Н.К.Рериха в этой области.


Присутствующие внимательно слушают рассказ Тиграна Константиновича, не забывая снимать фото и видео. Всё-таки в блогерских походах и показах для прессы есть такая особенность — все как-нибудь да записывают, запечатлевают множество моментов окружающего для того, чтобы позже поделиться всем этим с другими.


Изюминкой усадьбы являются элементы старорусского стиля, в котором в 17 веке было выстроено изначальное здание. Позже оно претерпело изменения и реконструкцию в нынешний вид, в здание с колоннами, украшенное графским гербом Протасовых. Некоторые элементы при переделке были скрыты в стенах, но в настоящее время они "проявлены" и используются в экспозициях.


Это арки бывших палат Лопухиных, и в них прекрасно смотрятся различные полотна. Также с другой стороны здания находится красивое парадное крыльцо с белокаменными колоннами, однако проход к нему, к сожалению, был закрыт.


Одна из работ Святослава Николаевича Рериха, на которой изображена его жена и муза, индианка, Девика Рани «первая леди индийского экрана» — известная индийская актриса 30-х и начала 40-х годов.


Зал с поздними работами Н.К.Рериха в которых особенно сильно выражена тема гор, в основном Индийских Гималаев. Центральная картина этой стены — "Клад захороненный", 1947г.


Его картины поражают своими цветами, яркими, сочными, живыми настолько, что, кажется, почти переходят грань между реальностью и грёзами... Но, однако, они остаются в реальности, лишь только подталкивая нас, нашу мысль и воображение вперёд, к свету.


Также в музее выставляются вещи из коллекции, собранной семьёй Рерихов за длительный период. Там много различных скульптур из индийской культуры и религии, украшений и прочих интересных вещей, которые хочется разглядывать подольше.


А чтобы всё это увидеть — стоит прийти в музей, да не один раз: экспозиции периодически будут меняться, одни картины и вещи будут уходить, другие выставляться. Думаю, мало кого творчество Н.К.Рериха оставит равнодушным. Мне всегда приятно смотреть на его картины. Что он думал, что он видел и знал, что на самом деле изображал и во что верил? Мы не сможем узнать точно, но, возможно, сумеем проникнуться духом его времени и его личности.

За новостями можно следить на сайте музея, в группах соцсетей Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм, и на видео-канале на Youtube.

За приглашение благодарю сообщество московских блогеров moskva_lublu, где часто можно встретить интереснейшие мероприятия.
Спасибо, мне понравилось!
Tags: