"Осенняя соната", театр "Современник"


Вчера в театре «Современник» смотрела спектакль по Ингмару Бергману «Осенняя соната» в постановке Екатерины Половцевой. Прошли почти сутки, а я до сих пор чувствую себя пришибленной и раздавленной. Какой же тяжелый спектакль. И какой сильный. Не знаю, возможно, таким он покажется не всем, но по мне он проехался, как катком, выдавив наружу все, что тщательно пряталось и засовывалось глубоко внутрь. Все обиды и обидки, всю тоску и все отчаяние.
Спектакль о двух несчастных людях, матери и дочери. Всю жизнь они не понимали друг друга. Мать, которая пахала все время, которая дома чувствовала себя чужой и ненужной, убегала от этой ненужности в музыку, в другие города и страны, теперь обвиняется дочерью во всех смертных грехах. Дочь, которая чувствовала себя брошенной, кричит матери, как она ее ненавидит. Обе играют, занимаются позерством друг перед другом, обе друг друга не слышат, заранее решая за другого, что тот скажет и как себя поведет. И даже когда другой ведет себя не так, это ничего не меняет, потому что образ, нарисованной ненавистью, уже создан. И когда мать пытается объяснить, как ей было страшно, как ей была необходима любовь и поддержка дочери и как она боялась вот этой своей ненужности, дочь ее не слышит и не понимает. В общем, безумно сложно об этом писать, мысли сумбурны, слова получаются какими-то мелкими, ничего не объясняющими. Даже в финале, уже попробовав объясниться, идут героини вроде рядом, но каждая обращается в мыслях за поддержкой и помощью не друг к другу, а к тем, кого рядом уже нет, одна к умершему ребенку, вторая – к умершему другу. Безысходность, безнадега, тягучая и серая, вполне в духе Бергмана.
Не буду я больше углубляться в сюжет, а то и так тошно. Сходите посмотрите сами. Спектакль этого точно заслуживает. Прекрасная сценография, ты одновременно и в осеннем дворе, и в доме пастора на севере Норвегии. Разбросаны настоящие опавшие листья и яблоки, тянет дымком. И уютно, и сиротливо одновременно.




И, конечно, актеры. Практически весь спектакль на сцене Алена Бабенко (Ева) и Марина Неелова (Шарлотта), остальные появляются ненадолго.


Самое сильное впечатление на меня произвела игра Алены Бабенко. Я никогда раньше не видела ее на сцене, только в кино, и вот теперь могу сказать, что и как театральная актриса она мне очень понравилась. Марина Неелова в первом действии казалась мне чересчур наигранной, но, вероятно, этого требовала роль. Мешало мне и то, что на ней были тонированные какие-то очки, глаз я не видела совсем, да и сидела довольно далеко. Но вот во втором действии, когда маски снимаются, и очки тоже время от времени оказывались в руках, а не на носу, впечатление сильно поменялось, она стала искренней, естественней. Так что обе актрисы, занятые в главных ролях, в конечном итоге мне понравились, хотя Алена Бабенко все равно больше.
Не могу не отметить и Елену Плаксину, игравшую вторую дочь, больную, почти идиотку Елену. Роль маленькая, но сыграна замечательно.


Из мужчин актеров очень хорошее впечатление произвел Сергей Гирин, очень гармоничен в роли пастора, мужа Евы.
И нельзя не упомянуть о фееричном выходе Евгения Павлова. Его сцена сильно отличается от стилистики спектакля, такой цирковой практически номер, намеренно пошлый, смешной в этой пошлости, бросается в глаза, тормошит притихший зал, при этом уместен по сюжету, здорово.
В общем, если вы не боитесь отрицательных эмоций, не боитесь тревожить душу, в состоянии сопереживать, не осуждая, этот спектакль однозначно стоит смотреть.
Единственное, что мне вчера не понравилось, это три девицы, вышедшие на поклонах к середине сцены не для того, чтобы подарить цветы, а для того, чтобы в упор сфотографировать актеров на свои телефоны. Хуже китайцев у какой-нибудь достопримечательности, честное слово, еще спасибо, селфи не делали. Я бы поняла, если бы они подарили хоть по цветочку и зависли бы потом у сцены, ну или если бы фотографировали откуда-то сбоку, но нет, вышли без цветов и фоткали в упор, отстой. То есть люди вообще ничего не воспринимали, просто пришли поглазеть на известных актрис.
Ладно, не буду о грустном.
За приглашение на спектакль мои искренние благодарности сообществу «Москва-люблю» и лично ketosha.

Все фотографии взяты с сайта театра.
У театра есть свои странички в в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube