"Бог резни", 10.10.2018

Швейцарская постановка «Бог резни» Ж.Геррейро на сцене театра "Школа современной пьесы" открыла спецпроект «ДАТЫ» в рамках "Биеннале театрального искусства" и фестиваля "Уроки Режиссуры". Спектакль по пьесе Ясмины Реза был показан на французском языке с русскими субтитрами. Формат постановки очень «камерный»: все действие происходит в гостиной, а задействованы в спектакле всего четверо актеров (Valentin Rossier, Marie Druc, Vincent Bonillo, Carine Barbey).

(Все фото - с сайта Биеннале)
https://www.theaterbiennale.ru/

Завязка сюжета достаточно бытовая: двое 11-летних школьников (Фердинан Рэй и Брюно Валлон) подрались в парке. Родители Фердинана  приходят домой к родителям Брюно разобраться с ситуацией. Гостям куплены тюльпаны, испечена шарлотка.

Действие начинается как совершенно цивильный разговор: милые улыбки, нейтральные темы, обе пары изо всех сил стараются демонстрировать друг другу, что не винят в случившемся детей. Тем не менее, разница между парами бросается в глаза с самого начала: мать Фердинана - Аннета, холеная дама в деловом костюме, консультант по объектам культурного наследия, отец – Ален, преуспевающий адвокат. Родители Брюно – люди «попроще»: мать , Вероника – писатель, отец, Мишель – торгует хозяйственными товарами. Источник последующего раздражения стоит искать уже здесь. Как стараются Вероника и Мишель доказать, что ни в чем не уступают Аннете и Алену!  Вероника с упоением рассказывает об Африке, Мишель – о разнице между видами туалетной сантехники.



Вечер не задался и продолжает идти по наклонной: выясняется, что Фердинан совсем не сожалеет о содеянном, Ален постоянно прерывается на телефонные звонки, а времени, чтобы устроить встречу двух детей и помирить их, у Аннеты и Алена нет. Алена раздражают «педагогические амбиции» Вероники в отношении его сына. Даже фирменная шарлотка Вероники не идет на пользу: на нервной почве у Аннеты случается приступ тошноты, и она портит редкие художественные каталоги Вероники, лежащие перед ней на столе. После этой сцены Вероника отказывается сдерживаться.



Кажется, что эта пьеса просто обязана быть написана на французском: это, наверное, один из наиболее «изящных» по словесным оборотам языков. Но что стоит за всей этой внешней вежливостью? Даже элегантные французские пары могут сбросить маски и обнажить истинные лица. И вот уже вскрываются и старые обиды друг на друга: Ален не принимает никакого участия в воспитании сына, он занят только своей работой, а Мишель бесит Веронику своей заурядностью и безыинициативностью.

Апогея разговор достигает после того, как Мишель предлагает всем выпить немного рома. Здесь африканский языческий бог, Бог резни, торжествует по полной. И вот мы понимаем, что обе пары устали друг от друга, они на грани развода. Женщины в истерике, а мужчины считают, что брак и дети – обуза и тяжкое испытание. Вероника бьет мужа, а Аннета кидает столь доставший ее мобильник Алена в вазу с тюльпанами. Наконец, доходит до того, что Аннета заявляет, что Фердинан прав, что врезал Брюно, а Вероника вышвыривает ее сумку из комнаты.



Ясмина Реза – тонкий психолог, в короткой пьесе ей удалось показать, как недалеко ушло наше цивилизованное общество от африканских дикарей, и как маленький инцидент может положить начало чуть ли не смертельной вражде двух семей. Почему мы считаем себя лучше детей из Конго, если мы прячемся за фальшивыми ценностями и ложным гуманизмом? Ведь все люди изначально одинаковы в инстинктах и реакциях.

Заканчивается пьеса на философской ноте, а виновник – хомячок по имени Огрызок. Какова его роль? Роман Полански снял по пьесе фильм «Резня» с Кейт Уинслет, Кристофом Вальцом, Джоди Фостер и Джоном Райли. Посмотрите – и узнаете :)

Программу "Биеннале театрального искусства" можно посмотреть здесь:
https://www.theaterbiennale.ru/programma/

За приглашение спасибо огромное сообществу moskva_lublu и лично Наталье (pamsik)!

Ссылки: группы театра "Школа современной пьесы" в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube