Дорогая Елена Сергеевна - театр у Никитских ворот

Кто же из моего поколения не знает фильма Эльдара Рязанова с Мариной Нееловой? Я только сейчас прочитала историю создания пьесы, она показалась очень интересной, и мне хочется с вами поделиться.



Начинающий драматург Л. Разумовская заключила с министерством культуры договор о написании пьесы "о трудных" подростках.
Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов в Дубулты впервые была прочитана пьеса в присутствии представителей министерства культуры, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что такой нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе - уже через год храбрые эстонцы поставили пьесу в Таллинне в Молодежном театре. Это был дебют не только пьесы, но и автора. А спустя еще год молодой режиссер Семен Спивак с благословения и при художественной поддержке главного режиссера театра им. Ленинского комсомола Г. М. Опоркова поставил пьесу в Ленинграде. Не было конца "сдачам" спектакля и переделкам пьес. Пьесу узнали во всей стране, и везде, где только местные партийные власти разрешали постановку, ее ставили, и она шла с огромным зрительским успехом. Но это продолжалось не более года...
"Как могло получиться, что вопрос о необходимости снятия этой пьесы поставило не министерство культуры, а комитет государственной безопасности?" - грозно вопрошал М. С. Горбачев на заседании секретариата ЦК КПСС 26 апреля 1983 года.  После чего пьеса и все спектакли, поставленные к тому времени в Советском Союзе, естественно, были запрещены.
Спустя несколько лет, в начале перестройки, о пьесе снова вспомнили. Эльдар Рязанов снял фильм с замечательной актрисой Мариной Нееловой в главной роли Елены Сергеевны, возобновились спектакли в театрах. Пьеса перелетела за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а также в Америке и Канаде. Самый большой успех на ее долю выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни одного города, где бы не шла "Дорогая Елена Сергеевна".

Я особенно люблю постановки, которые есть с чем сравнить - по возможности не только с первоисточником, пьесой, но и со спектаклями других режиссеров или фильмами. Каждый раз это и радость узнавания, и открытие нового пласта восприятия, и удивление, и, конечно, сравнение с образами в голове и в фильме. Спектакли о советских временах и нравах, о школе и учениках, которые сейчас как раз ровесники моих детей, мне особо интересны. Так что спектакль Дорогая Елена Сергеевна в Театре у Никитских ворот - для меня было очень предвкушаемое мероприятие.
Спектакль идет на маленькой сцене, не всегда это хорошо, но тут действие происходит в квартире, и старая сцена была более чем органична. Поначалу меня удивила учительница, которую, как вы можете заметить, играет довольно молодая женщина Вера Десницкая. (А вторая Елена Сергеевна в этом спектакле уже из другого поколения - заслуженная артистка России Ольга Лебедева.) Сначала я поудивлялась немного. (А еще актриса напомнила мне Нелли Уварову!) Но боже, как прекрасно она играет! И образ у нее правильный, и манеры, и она, безусловно, казалась старше своих "учеников". Как обычно, очень ей сопереживала - какой же жестокий урок ее ждет... Ребята понравились тоже, вообще это был прекрасный актерский ансамбль.
Мне казалось, что пьесу я знаю неплохо, что она довольно устарела - как с формально-технической стороны (никто сейчас не сможет подменить работы в сейфе), так и с идейно-философской. К тексту и репликам создатели подошли бережно, почти все, как в оригинале, только убраны самые-самые знаковые приметы времени. Я бы не сказала, что спектакль перенесен в наши времена - и учительница одета старомодно (даже пожилые преподаватели сейчас так не одеваются), и какие-то детали сюжета не позволяют его осовременить. Но, к моему удивлению, некоторые высказанные мысли прозвучали для меня по-новому. И знаете, что я подсчитала и была поражена? Фильм вышел в тот год, когда я была выпускницей. А спектакль я посмотрела в тот год, когда выпускником стал мой младший сын. Я узнала эту историю с двух разных сторон, это потрясающий опыт, как мне кажется. Ну так вот:
Ляля: Хотите знать, Елена Сергеевна, в чем между нами разница? Вы всю жизнь боролись, чтобы элементарно выжить, а мы будем бороться за то, чтобы хорошо жить. Да, я расчетлива. Я вынуждена рассчитывать каждый свой шаг, чтобы не повторить судьбу собственной матери.
О да! Именно так я если не говорила, то точно думала! Родители выживали, а мы будем жить, и не могут они - те, кто не умеет жить, указывать нам, что делать. О, как я посмеялась над собой тогдашней! И мои дети тоже смогут так подумать обо мне. А я... мне не удалось научиться жить, я тоже все время выживала - и более бездарно, чем это делала моя мама. И рассчитывать я не научилась ни в каком смысле.

Паша: Мы! Бог дал нам свободу. Понимаете? Свободу! Он не захотел делать нас рабами и насильно приводить к добру. Мы же не стадо баранов, Елена Сергеевна! Он дал нам свободу выбора. Между добром и злом.
Елена Сергеевна: Но почему все-таки человек иногда выбирает зло?
Володя: Потому что зло, Елена Сергеевна, это удовольствие. А в мире очень мало удовольствий.
Какие проницательные тогда были школьники... И как смело они могли разговаривать с учителем... А правда ведь. Я успела вырастить детей, а зло по-прежнему входит в состав самых адреналиновых удовольствий...

Паша: Но вы представляете, как обидно, из-за пустых формальностей, из-за недостающего балла по математике терять возможность заниматься любимым делом!..
Почему, почему мы всегда должны лезть на амбразуры? В школе надо изображать комсомольского деятеля, чтобы получить хорошую характеристику, здесь надо изображать подлеца, чтобы вырвать для поступления лишний балл, а когда не хватит этого самого единственного балла и тебя вышвырнут вон, придется изображать идиота, чтобы попасть в психушку и получить белый билет, а вместе с ним хорошую порцию серы и прочей мерзости в компенсацию за свободу. Не слишком ли много усилий для получения элементарной возможности просто заниматься своим делом?
В спектакле нет про комсомольского деятеля - это как раз те купюры, на которые пошли создатели - но в целом мысль передана точно, и она заставила меня содрогнуться. Действительно, именно школа учит детей притворяться, врать и лицемерить. Увы. Чтобы получить хорошую отметку, чтобы пережить 11 лет бесполезных предметов и учителей, чтобы они отстали от тебя наконец, чтобы написать ЕГЭ так, как того хотят устроители, потому что это пропуск в вуз - где тоже будет вранье, потому что вуз - лишь ступенька к свободе, возможности заниматься любимым делом. Слишком много препятствий... и много людей спотыкаются и сходят с пути.



Нахожусь под большим впечатлением. Отличный спектакль, сильный и эмоциональный. И на него можно пойти и с детьми, и с родителями.

Группы театра в Фейсбуке, Инстаграме
За приглашение спасибо сообществу moskva_lublu