"Иисус Христос Суперзвезда", театр Стаса Намина, 18.09.2018

«Иисус Христос Суперзвезда» (ИХС) - рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году. Постановок было великое множество – во Франции, Великобритании, и неоднократные возрождения на Бродвее. Кроме того, было снято два фильма, в 1973 и 2000 гг.

В Москве «Иисус Христос Суперзвезда» идет в двух театрах: в театре Моссовета и в Театр Музыки и Драмы Стаса Намина (причем во втором – и на русском, и на английском языке). На английском варианте постановки в театре Стаса Намина (при участии группы «Цветы») я и побывала :)
Спектакль на этот раз проходил на сцене Театриума на Серпуховке (и должна сказать, что сцена там мне показалась маловата). Кроме того, хорошая видимость в зале только до 10 ряда, потом подъем низковат.
Версия театра Стаса Намина чуть более короткая по сравнению с оригинальной, но сокращения несущественны и на сюжет особенно не влияют.

Вообще «Иисус Христос Суперзвезда» - весьма провокационное произведение. Несмотря на то, что основано оно, казалось бы, на всем известной библейской истории, акценты в нем расставлены совсем иначе. И такой взгляд действительно имеет место быть, ведь мы не можем знать, как все было на самом деле, а Библию и Евангелия писали люди.

(Все фото – с сайта Театра)

Интересно, что на первый план, наравне с Иисусом, выдвинут Иуда (Евгений Егоров, солист группы «Эпидемия»), который является наиболее приближенным к Иисусу апостолом, его правой рукой. Начинается ИХС с «Heaven on Their Minds» - арии Иуды, в которой он обращается к Иисусу, высказывая свои опасения насчет растущей популярности Христа, сомнения в его божественном происхождении и правильности его действий. В отличие от остальных апостолов, которые слепо идут за Иисусом, пока он популярен, потому что надеются на славу, на то, что уйдя на покой, напишут Евангелие, а после смерти получат спасение, Иуда имеет собственное мнение и желает помочь Иисусу, потому что боится за него. Ведь если окажется, что он не Мессия, реакция толпы будет чудовищной. Кроме того, он в открытую критикует Марию Магдалину (Олеся Левина), на что остальные апостолы не осмеливаются, а может, им все равно.




Иисус (Олег Лицкевич), кажется, тоже равнодушен к апостолам: он ругает их за лень и невнимание к себе, потому что наперед знает – им нужна только его слава, они идут за ним, потому что считают его Мессией. Поэтому, вероятно, он и ценит более других строптивого, но способного рассуждать Иуду и мягкую Марию Магдалину, которая всегда готова его успокоить. Мария безумно любит Иисуса, но сама боится своих чувств, таких непривычных ей, что наиболее ярко проявляется в арии «I Don't Know How to Love Him». Магдалина Олеси Левиной – очень нежная и добрая, с убаюкивающим голосом.



Против Иисуса назревает заговор: первосвященники Иудеи во главе с Каифой (Иван Гуськов), опасаясь растущего влияния Христа на народ, решают его уничтожить. Совещание проходит под «аккомпанемент» хора толпы, которая за окнами поет Христу осанну, он – Мессия, суперзвезда того времени. Партии первосвященников, кстати, понравились больше всего, они очень «рОковые» :)

Показывают нам и Понтия Пилата (Ефим Колитинов): он мучается от кошмаров, чувствует, что что-то назревает, но пока не понимает, что именно. В сцене с Пилатом впервые появляется красное полотно, которое он набрасывает Иисусу на плечо.




«Иисусомания», тем временем, набирает обороты и становится ненормальной: очень сильна сцена, где толпа нищих и калек умоляет Иисуса о помощи, их так много, что они готовы разорвать его, лишь бы до него дотронуться, и он уже не может вынести их натиска. Кроме того, толпа готова устроить бунт против римлян. Иуда боится кровопролития, он понимает, что кто-то должен остановить ситуацию ради всеобщего блага, и этот страх приводит его к первосвященникам. После долгих колебаний он указывает им, где можно взять Христа без лишних свидетелей – вечером, в Гефсиманском саду.

Эмоции накаляются и прорываются на Тайной вечере («The last supper»): Иуду начинает раздражать патетичность и излишнее драматизирование Христа, его неспособность взять дела в свои руки, что приведет к гибели их изначальных идей, он тоже накидывает Иисусу на плечо красное полотно, сильно толкая его при этом. Иисус в ответ фактически насильно, «пинками», отправляет его к первосвященникам.

Самая драматичная ария – это, конечно, «Gethsemane (I Only Want to Say)», в которой Иисус, оставшийся в одиночестве, искренне спрашивает у Бога, ЗАЧЕМ он умрет? Он устал, прошел долгий путь и хочет знать, что все было не напрасно. Иисус понимает, что он – лишь орудие в руках Бога, должен осуществить его замысел, принять муки и смерть, не спрашивая о причинах и последствиях. Бог остается нем к его вопросам, и Иисус теряет уверенность в собственных силах и просит Бога поскорее все закончить, пока он совсем не потерял веру.




После ареста толпа, которая так верила в Христа, ополчается против него, они готовы закидать его камнями, и только Иуда загораживает Иисуса собой. Иисуса отправляют на суд к Пилату, который не считает его виновным и отправляет к царю Ироду (точнее, царице Иродиаде в исполнении Ольги Терехун). Ирод одет в стилистике поп-звезд 1970х, окружен кучей фанатов, а Иисуса считает новой «сенсацией года». Понимая, что чудеса для его развлечения устраивать Иисус не собирается, Ирод прогоняет его и возвращает к Пилату.

Точно так же, как Иисус понимает, что он стал марионеткой в руках Бога, Иуда понимает, что он – марионетка в руках Иисуса, который заранее знал о своей смерти, о том, что один из апостолов его предаст, и выбрал его, Иуду, на роль предателя, каким он и останется в веках. Не в силах вынести мук совести, Иуда кончает с собой – вешается на услужливо поданной ему веревке.




На финальном суде Пилат пытается обелить Иисуса, но толпа и первосвященники требуют его казни, а Иисус не спорит с приговором. Пилат, понимая, что спорить бесполезно, «умывает руки» и отправляет его на смерть, символически набрасывая на него красное полотно.

Последняя сцена рок-оперы – воскрешение Христа, изумленные Магдалина, апостолы и толпа, которая вновь поет ему осанну.




Сценография очень хороша: на такой маленькой, повторюсь, сцене, умещаются и солисты, и ансамбль, и музыканты, но не оставляет впечатление что, будь пространства побольше, было бы совсем хорошо. Все артисты по-настоящему «проживают» свои роли. Более всего, конечно, впечатлили Евгений Егоров в роли Иуды и Олег Лицкевич в роли Христа, но и Каифа, и Магдалина, и Пилат, и Ирод(иада), и апостолы, и ансамбль – все сыграли прекрасно.

Поймала себя на мысли, что очень хотелось бы еще, для сравнения, сходить все-таки на версию на русском языке, и чтобы Иудой была Анна Март – по-моему, очень оригинальное решение, в котором есть смысл. На многие сцены в таком ключе можно посмотреть иначе.

Ссылки:
https://stasnamintheatre.ru/performance/iisus-hristos..
https://vk.com/tmidsn
https://www.facebook.com/TMandDSN/
https://www.instagram.com/theatre_stasanamina_official/
https://www.youtube.com/channel/UCwuhsq8F9UoslNYobLG6..