Неизвестные истории известного храма.

Сколько раз  мы, живущие в Москве, видели храм Василия Блаженного? А внутрь часто заходили? На днях восполнила этот пробел.  Мне крайне повезло, что знакомила с историей собора нашу группу заведующая музея Татьяна Григорьевна Сарачева.

Сколько неизвестных страниц развернулось перед нами за время экскурсии! Да, я знала, что правильное название Храм Покрова и связано это с тем, что Иван Грозный дал распоряжение о строительстве храма в честь победы над Казанским царством, а битва состоялась аккурат на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.  

Обновили мои данные по датам. Первый памятный деревянный храм возвели в 1553году, но по каким-то причинам (может пожар, может еще какие) в 1554 году был выстроен уже другой, тоже деревянный, а еще через год состоялась закладка нынешнего каменного храма. Все это были «обетные» храмы. Грозный слово, данное Богу, держал. Обещал, что если Богородица поможет в битве 1552 года, отблагодарит  — вот и выполнял (как жаль, что сейчас обещания так мало стоят). 

И уточнения по названию, на момент начала строительства имени Василия Блаженного у храма не было. Жив был пока местный юродивый и не причислен к лику святых. Но зато был в названии Храма указатель на место «Храм Покрова на Рву». Сегодня рва в окрестностях мы не видим, а он был до 1814 года. Шел вдоль кремлевской стены от Москвы-реки до впоследствии закопанной Неглинки, служил оборонительным укреплением, глубина его была около 13 метров, а ширина — около 36 метров.

Храм еще не достроен, а в 1557 году умирает Василий Блаженный. И так он был почитаем, что выполняют наказ: похоронить его у стен возводимого собора. До 1588 года поклонялись только могиле, а в 1588 году после канонизации разобрали один из столбов опоясывающей галереи и возвели над могилой небольшую нижнюю церковь Василия Блаженного. 

Икона с изображением Св.Василия Блаженного

И имя его через столетие в приложении к Покровскому собору дало то распространенное название, которые знакомо и нам «Храм Василия Блаженного».

Загадок у собора не счесть. Одна из главных: кто были зодчие, руководившие проектом? Барма и Постник! — скажет кто-то. А кто-то расскажет версию, что это был один человек Постник Яковлев по прозвищу Барма. Историки спорят даже о том, русские ли они были. Большинство русских храмов имеет структуру приделов. Основной храм, а к нему лепятся приделы. 

Центрическая композиция хорошо просматривается на макете, изготовленном подмосковными мастерами-игрушечниками.

Тут же собор имеет центрическую композицию, такие композиции встречаются в чертежах итальянских архитекторов XV-XVI веков. Реально построенных зданий в Италии по таким чертежам нет, а в русских землях нет чертежей, но зато есть храм, как объединение 9 столпообразных церквей с центрической композицией, на высоком подклете. Да и материал, из которого все было построено — кирпич —  не совсем русское изобретение. Европейцы завезли. Вот и в книге Андрея Леонидовича Баталова приводятся аргументы в пользу того, что под руководством европейских мастеров возводилось здание.

После окончания строительства 12 июля 1561 года собор был меньше и скромнее. Не было крыльца-галереи, не было роскошных современных главок. Но все же было на что посмотреть. Высота центральной шатровой церкви, посвященной Покрову Пресвятой Богородицы, и тогда составляла 64 метра. Так что до надстройки колокольни Ивана Великого третьим ярусом в 1600 году (до надстройки 60 метров после 81 метр), Покровский собор был самым высоким зданием белокаменной. 

Вот только сам он белокаменным не был. Для внешнего и внутреннего оформления использовался хитрый прием: кирпичные стены штукатурились, а затем красились и расписывались под кирпичную кладку. Вот русские так стали бы делать? В просто штукатурку или орнаменты-цветы верится, а вот такая сложность с имитацией кладки... с русским характером не вяжется.

Оказывается, что высота скрывала одну из тайн собора — дату окончания строительства и освещения собора. Только при реставрации 1960 года в куполе была открыта  из-под поздних красочных слоев «храмозданная» надпись, сохранившаяся с эпохи строительства собора. 

Она гласит: «совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 (1561) месяца июня 29 (12 июля новый стиль) на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла...». 

До этого историки ориентировались на текст летописца Никона : «Того же лета совершена церковь камена Покров пресвятыя Богородица и живоначальная святая Троица и иные приделы, что по Фроловскому мосту; а почата делать после Казанского взятия по государеву обету, как ему, государю, бог поручил Казанское царство» и дату окончания относили к 1560 году.

И вот закончили и осветили. Москвичи получили образ Священного града Иерусалима в центре столицы. На высоком подклете объединились 9 церквей.  Четыре из них:  Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, имена которых связаны с памятными событиями, произошедшими в походе по покорению казанского царства. Остальные отражают незыблемые догматы христианской веры — так восточный придел посвящен Святой Троице, западный Входу Господня в Иерусалим-  и  важные события русской духовной жизни второй половины XVI века: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца и прославление преподобного Варлаама Хутынского — одного из святых, особо чтимых русскими государями.

А дальше пошли украшательства, усовершенствования и перестройки.  

В какой момент из гладких главок «сделаны верхи розны образцы» тоже вопрос. На момент реставрации Екатерининских времен в 1780 году главы были различны по рельефу, но одинаковы по цвету. Руководивший ремонтом архиепископ Платон Левшин дал распоряжение на закупку зеленой краски. И краска (не один килограмм) была уже куплена, но тут ему доложили, что при расчистке верхнего слоя открылся слой с разноцветной окраской. 

Современные купола собора

Архиепископ принял решение красить в те цвета, что были обнаружены. До 1967 года металлом на куполах было железо, в 1969 году железо заменили на медь. Ее ушло 32 тонны. 

Серьезным изменениям собор подвергался в XVII-XVIII веках. В 1680 году над лестницами, ведущими на второй ярус храма были возведены сводчатые крыльца с двумя шатрами; над опоясывающей открытой галерей-гульбищем — своды; на месте простой звонницы двухъярусная колокольня с открытым ярусом звона. Чуть позже к собору лепились приделы церквей, сносимых в процессе реконструкции Красной Площади. То что в наши времена плитку  перекладывают — это связь времен. Да и сами реставрации, как минимум 1739 и 1754 года проходили не просто так, а по системе тендеров. 

И конечно при всех строительствах и реконструкция пытались улучшить внешнее и внутренне убранство: на смену имитации кирпича приходила орнаментальная роспись, цветы сменялись изображениями святых, классицизм сменялся модерном. Роспись выполнялась в соответствии со стилистикой своего времени, часто, не задумываясь о последствиях, поверх темперных красок писалось маслом. И лишь в 30х годах XX века реставраторы попытались повернуть время вспять — под поздними слоями пытались найти следы прошедших эпох. Где-то под яркими росписями XIX века нашли слой набела XVII века. Сейчас в соборе можно увидеть разнообразные росписи стен и потолков в границах отдельно взятых придельных церквей —  это попытка наиболее полно отразить облик внутреннего убранства в разные времена.

Слои разных эпох в одном интерьере

А еще нам рассказывали про хоругви и иконостасы, про блаженных — нагоходцев и веригоносцев, про акустические секреты и реверберацию, про голосники, которые помогают реверберации избежать, а на внешней стороне здания с их помощью можно добиться интересных оформительских приемов. 

В этом месте следовало бы написать «продолжение следует ...», но я только картинок добавлю. А рассказы все же лучше слушать из первых уст. Настоятельно рекомендую посетить собор именно с экскурсионной программой.

Древки хоругвей
Хоругви двусторонние, уцелевшие после сдачи "церковных ценностей" в первые послереволюционные годы (осталось 3 из 11)
Отверстия от голосников (обнаружено во всем храме 83 сосуда)
Кладка купола
Кладка
Оштукатуренная и окрашенная кладка
Царские врата иконостаса

В заключение экскурсии в сопровождении председателя Общества церковных звонарей Игоря Васильевича Коновалова мы поднялись на колокольню. И тут нас ждал еще один рассказ с музыкально-колокольными паузами. О тех колоколах, что когда-то радовали своим звоном жителей первопрестольной, о тех, что мы слышим сейчас, о мастерах и колокольном промысле. Вживую прикоснулись к колоколу, к которому по легенде прикасался князь Пожарский. 

Председатель Общества церковных звонарей Игорь Васильевич Коновалов

26 сентября открывается цикл лекций "Исторические встречи в Покровском соборе" и Игорь Васильевич собирается познакомить слушателей с темой изображения колоколен на иконах Покровского собора, интересно ведь правда? 

Я просто влюбилась в собор. Раньше он мне казался просто красивой картинкой, которая делает сказочно-привлекательной Красную площадь.  Экскурсия дала почувствовать ритм жизни этих стен. Ритм, пронесенный через века.

Огромное спасибо всем сотрудникам и хранителям за бережное отношение к этому памятнику Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сообществу Люблю Москву за приглашение на экскурсию. Лично  Татьяне Григорьевне Сарачевой и Игорю Васильевичу Коновалову за потрясающие рассказы.

Со своей стороны обязуюсь принять участие в Общероссиской акции по сбору средств на реставрацию памятники Минину и Пожарскому.  Раньше всем миром на подобное собирали, поэтому полностью поддерживаю. Это же здорово быть причастным к такому великому делу. 

Дополнительную информацию о программах и жизни этого замечательного музея можно почерпнуть на сайте Покровского собора и из групп в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграм.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded