«Вий» в «Театре на Таганке», или «Поднимите мне веки!»

Начну с довольно объемного предисловия. 

Спросите у любого учителя литературы. Он ответит, что основная его задача – формирование у учеников любви к чтению, к классике, особенно, конечно, отечественной. И вот он учит, дети читают… И ничего не понимают. 

Потому что маленькие еще. В итоге остается ощущение «поставленной галки», когда человек много лет спустя точно знает: «Я это читал. Не понравилось, ну и ладно». Вот и я твердо знала, что я «Вия» читала. Без особого восторга, просто прочитала и все. И никогда у меня не было желания вернуться к этому тексту. Даже классический советский фильм с прекрасной Панночкой – Натальей Варлей не вызвал абсолютно ничего… Ну, как сейчас помнится, с детства не пересматривала.

Короче говоря, к моменту, когда я собралась на рок-н-драму «Вий» в «Театр на Таганке», про Хому Брута я помнила… благодаря повести-сказке братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Там среди сотрудников НИИЧАВО есть некий Хома Брут, алкоголик и дебошир. Про него даже стихи в стенгазете писали: «Позорят славный институт такие пьяницы, как Брут». Кстати, некий Вий, Хрон Монадович,  там тоже упоминался. Вот такой «стартовый капитал».

А тут! И Хома, и Панночка, и гарные хлопцы Явтух, Дорош, Спирид! И вообще, ГОГОЛЬ! И «Театр на Таганке», возможно уже не такой, как когда-то, но молодой, интересный, имеющий свой стиль.

Очень скоро стало понятно, что Гоголь, конечно, имеет непосредственное отношение к происходящему на сцене, но… в то же время и не совсем. 

«Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание.  Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал»,- писал Гоголь. И рассказанная им история – классическая сказка, поучительная и назидательная. Мистическая повесть о том, что такое страх. Мне кажется, вопрос волновал Николая Васильевича. И потом он продолжил его изучение, в «Петербургских повестях», например.

А в «Театре на Таганке» играют любовь. И Хома не только со страхом своим борется (за душу страшно конечно же, да и за тело), он с любовью к Панночке сражается. Учитывая жанровую принадлежность спектакля, никто не ждет длительных монологов и разъяснений. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» («Если бы Панночка, но живая и с характером приветливым...» - это из другой «оперы»).  Экзистенция – в стихах, в музыке, в движении... За три ночи Хома переживает все муки влюбленного, только усугубляемые тем, что предмет его страсти – нежить. А ему нравится жить. Он принимает свою жизнь такой, как она есть, и боится ее потерять.

Гоголь завершает свою повесть однозначно: Хома испугался и умер. Не Вий его убил, а страх. В истории на Таганке конец показался мне открытым. В анонсе на сайте театра пишут, что «Вий» – «это история большого искушения, которое может подстерегать каждого человека и которому нельзя поддаться и невозможно противиться. Искушения, где искусительница сама оказывается жертвой». Я так и осталась в сомнениях по поводу того, поддался ли Хома Брут искушению. Но зашел он на этом пути достаточно далеко. И Панночка вызывает скорее не страх, а сочувствие. Она потеряла свою жизнь, но продолжает бороться за любовь...

Понятно только одно. Недаром, как мне кажется, слова «Поднимите мне веки» произносит (и даже неоднократно) не Вий, который вообще в театральной версии отсутствует, а Хома. Поднимите веки – откройте глаза – научите любить...

Вот я и рассказала главное. Об остальном. Неожиданно трепетное отношение к гоголевской прозе (учитывая игру со смыслами) удачно сочетается с поэтическими текстами рок-барда Вени Д’ркина (Александр Литвинов). Если уж знакомиться с современной поэзией, лучше так. Кстати, в текстах есть один небольшой, но интересный «сюрприз» совсем от другого автора. Сохраню интригу, но, люди, которые хорошо помнят советское кино, удивятся.

Музыка сначала оглушает (а чего еще ждать от рока?). Потом я адаптировалась. Но... были моменты, когда от громкости страдали тексты. Что-то с этим надо делать. Вообще, музыкальная составляющая очень важна для создания атмосферы, для понимания происходящего. Не случайно парящие в воздухе музыкальные инструменты окружают героев. И музыканты постоянно на сцене, практически вовлечены в действие.

Про режиссера Александра Баркара раньше не слышала. Теперь постараюсь следить за его творчеством.

Актеры произвели очень хорошее впечатление. Особенно исполнители главных ролей, Александра Басова (Панночка) и Филипп Котов (Хома Брут). Александра – не классическая красавица, но созданный ею образ притягивает. Мне кажется, она играет безнадежно влюбленную, которую постоянно бросает от надежды к отчаянию. Филиппа я видела в нескольких спектаклях «Таганки», но в данном случае он, конечно, привлек особое внимание. Его персонаж показался мне не менее мистическим, чем окружающая нечисть. И еще один момент. Гоголь называет Хому Брута философом, скорее иронически, отмечая его место в иерархии семинарии. В спектакле этот герой, возможно, и есть настоящий философ, стремящийся во всем «дойти до сути».

Итог. В последние годы слышала много критического о «Театре на Таганке». Да и сама не могу утверждать, что понравились все спектакли, увиденные там. Сейчас скажу: театр не умер после ухода Мастера. У театра началась совсем новая жизнь. Можно сказать, что появился «новый формат», где есть  место и традиции любимовской Таганки. Например, когда-то давно я видела, как Юрий Петрович Любимов смотрел свой собственный, и далеко неновый спектакль. Видно было, что он продолжает работать над ним. Сейчас почти всегда в фойе и в зале вижу Ирину Апексимову. Думаю, она так же живет этим театром, как ее предшественник.

Радует и внимание к деталям. Так, например, у спектакля «Вий» две программки, одна традиционная, вторая весьма необычная.

Не могла фотографировать во время спектакля. И не стала пользоваться снимками с сайта театра. Думаю, желающие сами найдут и посмотрят. В качестве иллюстрации – 2 мои фотографии.

Сайт «Театра на Таганке» и группы театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграм

Благодарю СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded