"Ван Гог. Письма к Тео". И немного про "современное искусство"

Благодаря приглашению от moskva_lublu недавно я не только сходила на еще одну очень сипатичную  мультимедийную выставку в ART PLAY, но и послушала, как нынче создатели современного искусства объясняют его смысл посетителям Выставки нового, а также слазила почти на крышу Артплея в компании кураторов и блогеров.

Вообще, Арт плей довольно любопытное место. Изначально задуманное, как набор офисов, мастерских и магазинчиков для творческих людей. Т.е. арендаторы большинства помещений это дизайнеры, архитекторы, художники и к ним примазавшиеся :) Здесь присутствует какой-то милый фриковый контент, одновременно трогательный, модный и немного нелепый. При этом пространство сформировано как замкнутый объект, который по замыслу создателей должен обеспечивать возможность жизни внутри, как в каком-нибудь кампусе. Поэтому - кафешки, салоны красоты, магазинчики и прочие заведения для своих.

Тем не менее, человек со стороны не чувствует себя здесь неуютно. Более того, творческая атмосфера заразительна. По-крайней мере, когда я прихожу сюда, то каждый раз думаю, что неплохо бы тут посидеть с блокнотом и порисовать. Ну и вообще, любопытно разглядывать всякие мелкие фишки - то какой-нибудь неожиданный рисунок, то надпись, то графити.

А доски объявлений пестрят приглашениями на всяческие курсы дизайна, скетчей, йоги и прочих просветляющих практик.

В общем, если вдруг у вас образовалась пара лишних часов, и вы ищете уютное место, где можно было бы их провести в творческой медитации, артплей вполне подойдет. Сверху это выглядит как-то так:

Но вернемся же к выставкам.

Чтобы быть в тренде, создатели выставки решили пригласить для озвучки "Писем к Тео" футбольного комментатора Уткина. Получилось симпатично, но судя по количество прочитанных строк, Уткин либо был весьма занят, либо не осилил большие куски текста. Потому что на каждые 7-10 минут видеоряда приходится от силы пара предложений из писем. Но подобраны они настолько удачно, что кажется, удается проследить всю жизнь Ван Гога. С его метаниями, поисками, страхами, сомнениями.
Некоторый недостаток текстовой информации компенсируется отлично подобранной музыкой, идеально поддходящей движущимся полотнам. Кстати, первый раз я вижу, что изображение транслируется не только на стены, но и на пол, что позволяет в полной мере ощутить волшебство цвета
20180713_192959.jpg
свежесть весеннего сада,
20180713_192926.jpg
негу теплого летнего дня,
20180713_193254.jpg
окунуться с головой в романтическую  грусть парижской ночи,
следить за рождением набросков и эскизов
20180713_192216.jpg
В общем, это было  завораживающе красиво!  Конечно, ничто не сравнится с реальной живописью, но иногда приятно вот так оказаться внутри яркого мира.  Еще бы писем побольше... Но, в конце-концов, письма... письма можно и на бумаге прочитать.

Следующей выставкой, которую мы посетили была 20180713_195416.jpg
Если на первой было красиво, то здесь было интересно. Но интересно не в смысле разглядывания черно-белых объектов и инсталяций, красиво названными видое- и саунд-артом, кинетическими скульптурами, аудиовизуальными перфомансами, медиа-инсталляциями и т.п.  (мне хватило 5 минут,  чтобы пройтись по залам и решить, что мне здесь скучно), а благодаря завязавшейся дискуссии.

Экскурсию для нас проводил один из авторов представленных на выставке работ - Мисак Самокатьян. И обсуждая его работы, а также работы его коллег, мы обнаружили, что представленные здесь арт-объекты требуют не созерцания, а скорее рассуждения. В основе - движение света, цвета, ритм, бесконечные повторения цикла. Физика, математика, компьютерное моделирование.

Творчество? Да, наверное. Вышивка подушечек (и я безо всякой иронии) тоже очень творческое занятие.
Самовыражение? Несомненно!  И, пожалуй, это здесь основное и главное.
Искусство? Сильно сомневаюсь...

Скажем, одна из работ представляла собой экран, на котором рука бесконечно ловила и отпускала прозрачный куб, внутри которого был заключен белый кубик поменьше. Как думаете - в чем смысл? Нам объяснили, что это не просто мультик, все честно - просчитана статистика удачных и неудачных попыток поймать куб. И рука - настоящая рука. А смысл - рассказать про то, кто такой автор этой вещи. Угадаете?  Подскажу.
Белый кубик внутри - здесь главное, что он белый. Белый - это свет. Рука, которая ловит куб со светом внутри - это работа художника по свету. Он действительно ловит свет и отпускает его, но уже в виде готовой работы.

Любопытно, что суть работ - исключительно в их трактовке, а не в арт-объекте, как таковом. Сам объект здесь- почти всегда (хотя, почему почти - всегда!) откровенно скучен. Ну вот, например:
Привлечет ли ваше внимание такая штуковина? Конечно, можно придумать ей идею. И это даже может быть увлекательно. Но стоит ли осмысливать изначально бессмысленную вещь? В данном случае мы предположили, что это некий намек на циферблат и какую-нибудь цикличность времени. Наивные!
- Все проще, - улыбнулся Мисак, - это изображение загрузки на компьютере. Для селфи, кстати, отлично подходит :)

Все-таки, как ни цинично, возможно это прозвучит, искусство без зрителя или без заказчика безжизненно. Оно должно вызывать желание. Желание смотреть. Желание обладать. Желание повесить на стену картину - и жить с ней.

Инсталяция  желания не вызывает. Интерес, дискуссию, споры - возможно. Но не более.