"Вий", Театр на Таганке

Гоголевский "Вий" без Вия... Впрочем, и не совсем гоголевский - всего лишь "по мотивам одноименной повести Н.В. Гоголя". Режиссер  Александр Баркар  весьма смело обошелся с оригиналом, даром что текст, который звучит таки на сцене - практически дословно гоголевский. Правда, не весь, и часто в устах не тех героев, что очень, очень меняет картину. И песни. Рок-баллады рок-барда Вени Д'ркина, трагически ушедшего в 1999. Которые были написаны совсем не для Вия...

Посмотрела я спектакль  "Вий" в Театре на Таганке в четверг, и не перестаю о нем думать. Очень сложные впечатления остались.
С одной стороны, мне понравился образ спектакля, идея спектакля, актеры. Рок-н-драма в лучших традициях: темный минимализм на сцене, отсутствие декораций, все актеры в образах рок-музыкантов. Всего пять актеров вместо всех персонажей пьесы. Четверо музыкантов (группа Adaen). Музыкальные инструменты, "парящие" в воздухе в качестве оформления сцены.



Основная мысль произведения кардинально поменялась: здесь "Вий" - история об искушении, силе любви-наваждения и слабости человека. Это все очень хорошо "монтируется" с рок-музыкой и ее духом.



Артисты:
Панночка - Александра Басова
Хома Брут - Филипп Котов
Явтух - Игорь Пехович
Дорош - Артем Болотовский
Спирид - Роман Колотухин

Панночка прекрасна! Такой голос, просто вау. И играла очень эмоционально.



Хома Брут тоже прекрасен.



Явтух тоже понравился, и голос ого-го. Что касается Спирида и Дороша - по-моему, их роль все же "второго плана" - насколько может быть такое в спектакле всего с пятью героями.

С другой стороны, есть ощущение, что взяв эту тему и эти тексты баллад можно было "наложить" их почти на любую классику без особых потерь. Гоголя, и тем более Вия я здесь не увидела. Да, текст кусками звучит, но богослов Халява и ритор Тиберий Горобець как-то слились с Дорошем и Спиридом, сотник вовсе сгинул вместе со всей нечистью, сам Вий... тоже неожиданно переосмыслен. Рок-баллады же столь явно не отсюда (их тексты), что даже  идеальное сочетание с общим настроением постановки не помогает как-то почувствовать целостность спектакля. Не хочется спойлерить, но тут Панночка играет не ту роль, что у Гоголя, совсем не ту. Из-за чего не вполне понятно поведение Хомы. Ну зато есть о чем подумать, с другой стороны :)
Еще один большой минус - звук. Это прямо таки огромный минус для рок-н-драмы, которая сама и есть звук, в первую очередь! Здесь же не все слова можно было разобрать, причем не всегда, а периодически. Особенно, по моим впечатлениям, страдал Явтух - тембр у него такой, что-ли, не поддающийся местным звуковикам...
Еще наблюдение: места 11 и 12 в рядах 13-16 (по обе стороны пульта звуковика) крайне неудобные: яркий свет от пульта и разговоры управляющего звуком очень мешают погрузиться в происходящее на сцене :( Вообще же зал удобный очень, в партере прекрасный обзор и с последних рядов. А еще, еще... тут откидные места - креслица со спинкой!!! Первый раз вижу, кажется.
Напоследок "наши" поклоны:
IMG_20180712_204726_HDR

Час сорок, именно столько длится спектакль, меж тем пролетели незаметно, оставив много тем для размышлений. Что могу сказать: я однозначно рада, что это увидела. Однако спектакль не станет моим любимым, второй раз вряд ли захочу идти.
Если вы любите рок, рок-бардов, новый театральный опыт - это ваш спектакль, смело идите. Если вы хотите классики и являетесь поклонником творчества Гоголя - стоит подумать, готовы ли вы к таким экспериментам. Это определенно неподходящий спектакль для школьников. Но несмотря на маркировку 18+, мы видели в зале детей... Не водите детей, да и подростков не стоит - это не школьный Гоголь!

За приглашение спасибо сообществу блогеров moskva_lublu .

PS- у театра есть группы в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграм