"Веселого Рождества, мама!", Содружество актеров Таганки.

"Чтобы стресса избежать, надо выпить и лежать"


Из анонса спектакля "Веселого Рождества, мама!" на сайте театра "Содружество актеров Таганки": "Спектакль создан по нескольким пьесам специально для старшего поколения актеров театра «Содружество актеров Таганки». Имена многих из них входят в актерскую сокровищницу обеих Таганок. Среди них: Засл. арт. России Михаил Лебедев, Засл. арт. России Лидия Савченко, Засл. арт. России Татьяна Ивановна Жукова-Киртбая, Алла Богина, Елена Габец, Елена Корнилова, Татьяна Лукьянова, Виктория Радунская. Вместе с ними играют и молодые артисты.
Драматургическая основа: пьесы «Тихая ночь» Гарольда Мюллера, «Железный класс» Альдо Николаи, «Четыре женщины Ивана» («Выходили бабки замуж») Флорида Булякова. Пьеса Флорида Булякова ставится в Москве впервые.
Все три пьесы объединены временем и местом действия: события разворачиваются в домах для одиноких стариков в Италии, Германии и России накануне Рождества. А Рождество — это не просто праздник. Это день, в который может случиться даже то, чего не может быть. И даже, казалось бы, уже сложившаяся судьба может перемениться за какие-то мгновения. И не случайно жанр спектакля определен создателями как «смех сквозь слёзы»: он посвящен отношениям поколений, детей и родителей, в которых можно узнать себя, как с радостью, так и с грустью"
.

Собственно говоря, почти все, что можно сказать о спектакле, сказано этим анонсом. Даже не читая его, я подумала вчера, что спектакль поставлен ради того, чтобы дать работу актерам старшего поколения. И это здорово, на самом деле. Потому что реалии таковы, что даже самые любимые и талантливые актеры, старея, теряют роли, теряют свою востребованность, забываются публикой и режиссерами. Точнее, если они были любимы, то не забываются, конечно, но публика тоже стареет, перестает ходить в театр, а новых поклонников не появляется просто потому, что никто новый не видит на сцене пожилого актера. И когда появляются спектакли, в которых актеры старшего поколения играют главные роли, это всегда праздник. Но праздник со слезами на глазах, как правило.
Особенно на глазах таких же немолодых зрителей. Ибо все то, что происходит на сцене, касается нас напрямую. Точнее, это всех касается, но молодая публика пока не пропускает это через себя. И слава Богу, успеют еще.
По окончании спектакля моя подруга сказала, что он мог бы быть пронзительней, что из этого материала можно сделать постановку, на которой зал будет рыдать. Да, я согласна, спектакль получился намного легче и гораздо менее пронзительным, чем мог бы быть. Но откровенно говоря, я этому даже рада. Да, смотреть его было в таком облегченном и смягченном варианте не так захватывающе, но рвать себе душу этой темой мне, если честно, не хочется. Слишком она жизненна, слишком близка и страшна. Ибо мы не молодеем...
По большому счету, сказать, о чем спектакль, можно одним словом. Он об одиночестве. Об одиночестве в доме для престарелых, об одиночестве старика, живущего в семье своей дочери... И нет для этого одиночества разницы, в Германии происходит дело, в Италии или в России. Спектакль пытается нащупать выходы, но сколько бы не искал опор, не тыкался в поисках спасительной кочки, трясина этого страшного болота одиночества и безысходности все равно засасывает с головой.
Больше всех понравились итальянские старики, актеры их пронзительней других играли.


Самой страшной показалась история из немецкого дома престарелых.


А российские старики здесь самые светлые получились.








Благодаря в основном персонажу Ивану, который непрерывно развлекает партнеров и публику частушками и прибаутками типа той, которую я вынесла в начало поста. Ну просто запомнилась, остальные тут же вылетали из головы. Вот еще одну помню: "Ты куда идешь, страна? Я иду, конечно, на..." Но и балагура Ивана, явившегося в дом престарелых искать свою Золушку (да-да, романтик купил туфли и пошел искать жену, примеряя их на ноги обитательницам дома престарелых), забирает непреклонная смерть.
Вообще, второе действие, где появляется этот персонаж, смотрится намного лучше первого, на котором мы немного заскучали. А вот второе трогает, порой становится страшно до отчаяния. И, повторюсь, я даже рада, что спектакль облегчен. Не хотелось мне вчера погружаться глубже в эти переживания. Финал грустен и светел.


Все мы придем к Богу, причем все - с пустыми чемоданами. И очень мне понравилось, как использовали задник сцены. Дело в том, что задником служит... настоящий кирпичный дом с окнами. Да, вот такая архитектура, театр построен внутри жилого квартала старой Москвы. И в финале во всех окнах этого дома загораются рождественские елки. Красиво.
За приглашение на этот спектакль благодарю сообщество Москультура (у которого есть собственный сайт) и лично tushinetc.
Все фотографии взяты с сайта театра и из Яндекса.