«Калигула» Театр на Юго-западе

Сколько раз актеры этого театра заставляли меня до слез смеяться, а сегодня -до слез задуматься . Спектакль Калигула . Так далеко во времени , да и по системе власти от нас .Все действие происходит при дворе цезаря , ни одного временного анахронизма, кроме, может быть , серых костюмов сенаторов . Так откуда же берётся такое острое чувство злободневной сиюминутномти происходящего ? Или же природа власти и поиск границ вседозволенности - вопросы, неподвластные времени ? Почему так много думается об этом спектакле потом ? Спектакль остаётся в душе Горьким послевкусием понимания , что мир не изменился . По прежнему современны вопросы границ власти и вседозволенности , и в наши дни есть те, кто кричит : " я готов жизнь отдать за императора ",- но при этом надеются , что это лишь зачтется им , а слова останутся пустым звуком , вовсе не нуждающемся в исполнении . Вечный вопрос : Что движет человеком ? Любовь? Страх? Добродетель? В мире Калигулы - ответ СТРАХ . "Честь , достоинство , многовековая мудрость - все отступает, когда приходит страх " Поэтому и служат ненавистному тирану , хоть он и убивает их сыновей , насилует жён , отбирает имущество .... Но есть и другой вариант ответа - он не звучит прямо , но Сципион , ищет его ,- он хочет понять природу и мотивы происходящих событий . Вторая же сторона - сам Калигула ,и вопрос его образа в этом спектакле - чем мы платим за это ложное всемогущество ? Кто больше жертва - свора ли безликих царедворцев- сенаторов , которую легко можно узнать в любом времени и при любой системе власти , или же Калигула , бросивший вызов людям, морали, законам , богам в тщетной попытке выйти за пределы человеческого существования . Я люблю этот театр и знаю его актеров , но то, как играет Калигулу Олег Леушин в этом спектакле - потрясает . Глубина , боль, многоплановость и многомерность . Ему удалось передать это подсознательное стремление Калигулы дойти до края терпения людей , наконец встретить какую- то незыблемую основу внутри них и быть остановленным . Сколько в игре Леушина боли , провокации, надменности , ожидания и безразличия. На сегодня - это моя любимая роль в его исполнении . Я не буду пересказывать вам сюжет . Историю юного 29-летнего тирана знают все . Да и спектакль не только и не столько о нем .... Вопрос насущный во все времена : докуда может дойти произвол безграничной власти с одной стороны и подчинение до полного саморазрушениям и принесения в жертву всех привязанностей и идеалов - с другой . Взаимная поддержка и борьба , танец , где партнеры жизненно необходимы друг другу и питаются жизненными соками друга- противника . Кто быстрее достигнет предела и какова его глубина . И есть ли этот предел вообще . Не безоговорочное осуждение тирана , а Совсем иная сторона , и другая постановка вопроса . Здесь во многом Свита играет короля. Многие обладали безграничной властью, но лишь единицы решались пользоваться ею безгранично . Если любите спектакли , заставляющие думать , искать, находить , и вспоминать их раз за разом ,- то это для вас . Хочу ещё сказать несколько слов об актерском составе . Театр на Юго-Западе - в моем восприятии это, все- таки, мужской театр ., с потрясающе сильным мужским составом , в котором каждый самобытен и творчески индивидуален в подаче материала , где каждому под силу воплощение режиссерского замысла , где каждый интересен как личность и узнаваемо- неузнаваем в ролях . Тем сложнее , в лучах этого актерского созвездия , сыграть женскую роль . Особенно , если на сцене она всего одна . Тем больше мое восхищение и благодарность Любови Воропаевой, воплотившей в спектакле образ Цезонии. Ее сильная актерская игра , богатство эмоциональных и психологических нюансов , убежденность и полная отдача в каждом слове и жесте и , одновременно , потрясающая по красоте и выразительности пластика рук и точность поз.... ещё раз благодарность и аплодисменты ...... Как всегда великолепен свет - холодный, беспощадный и безжалостный , высвечивающий всю боль и одиночество происходящего . Прекрасны костюмы - помогающие создать вневременные образы , и восхитительна сценическая пластика . Как всегда минималистические декорации , в этот раз идеально подчеркивают необжитой холодностью и пустотой дворца пустоту и одиночество в душе Калигулы . Спектакль для тех , кто не побоится взглянуть в глубь своей души и встретить там частичку и сенаторов и Калигулы и Цезонии . . . За приглашение спасибо любимому сообществу блогеров moskva_lublu и Театру на Юго-западе