Так ВИшневый или ВишнЁвый? Театр Школа Драматического искусства

Чехова адски сложно ставить на театральной сцене, потому что очень часто сцена безжалостно «съедает» невесомую иронию чеховского языка, его настолько воздушную лиричность, когда кажется, то ли она есть, то ли нет, но всё-таки есть. У Чехова удивительный язык с особым ритмом, звукорядом, невидимым подстрочником. В театре же, когда ставят его пьесы, то часто эти тончайше прорисованные эмоции огрубевают, становятся заземлёнными, бытовыми, звучат громче и пафоснее, а ведь над чеховскими текстами читатель плывёт высоко и насладительно, как чайка над вишневыми садами, простите за выспренную фигуру речи.

Театр Школа Драматического Искусства - новое для меня театральное пространство и, конечно, нельзя не отметить его архитектурную необычность: стеклянный потолок, через который видно голубое дневное или синее ночное небо. Белые стены, картины, скульптуры, мостики-переходы на второй этаж, три зала: «Манеж», «Глобус» и «Тау-зал». Элегантный театр, с большим вкусом оформлен, стильный дизайн. И совсем уж необычная сцена в зале «Манеж», где мы смотрим спектакль, чудится мне здесь греческий амфитеатр, несмотря на обилие дерева.

Итак, Игорь Яцко взялся за «Вишневый сад».
Не побоялся! - и надо признать, получилось у него превосходно.
Каким-то образом добавил в пьесу динамики, темпа, использовал возможности нестандартного театрального помещения, немного похулиганил, ну, а почему бы и нет.
Что же отличает эту постановку от множества других?
Подчёркнутое равенство всех героев. Сейчас объясню, что под этим понимаю.
Не поняла, какой именно приём использовал режиссёр, но происходящее на сцене воспринимаешь несколько отвлеченно. И здесь идёт речь не об отсутствии интереса, а об отстранённости, дистанционировании от времени, в котором живут герои, что позволяет, как бы несколько приподняться над происходящим на сцене в целом.
Господа, старый слуга, студент и все остальные – какая разница кто они, на каких ступенях социальной лестницы находятся, если впереди уже маячит страшное революционное время?
Не зря, внезапно, невесть откуда появившийся одноглазый и точно не чеховский матрос в кожаном чекистском плаще на велосипеде делает предупреждающие круги по сцене. Не зря в начале спектакля страшно гудит паровоз. В пьесе на нём приезжает барыня Любовь Андреевна Раневская «из Парижа», но у зрителя остаётся странное и тянущее ощущение, что невидимый локомотив неумолимо только что нёсся прямо на тебя.

В этом необычном ракурсе, когда уже знаешь, предвидишь будущее героев, сильно обесценивается материальный аспект, из-за которого так сильно переживают и огорчаются герои пьесы. В принципе уже без разницы вырубят ли вишневый сад, снесут ли старый дом с невидимыми призраками прежде обитавших здесь жильцов, если совсем скоро живых людей поднимет и разметает в разные стороны волна страшных перемен.

Глубокого сочувствия к героям не испытываешь, в спектакле ты, как кастанедовский наблюдатель, и это очень странное ощущение, потому что всегда, помню, хотелось назначить кого-то бедненьким и пожалеть, например Раневскую – сын Гриша утоп, муж умер, любовник разорил, или Варю – старую деву, или Аню – глупое молодое создание, или Петю – плешивого неудачника, или пустослова Гаева. За героями внимательно наблюдаешь, фиксируешь интонации, поведение, слова, которые они говорят вслух и даже, как будто, слышишь их монологи, произносимые беззвучно.
Половина из этих людей есть своего рода вырожденцы, те, которых скоро будут любыми способами изгонять из страны или уничтожать. Кто-то – приспособленцы. Пройдёт совсем немного времени, и они займут освободившиеся места «выбывших господ» и поднимутся по социальной лестнице.

Существуя на спектакле в наблюденческом статусе, отчётливо видна цельная картина, рисунок фатума. Не зря судьба выталкивает Раневскую из России, лишает её родного дома, любимого вишневого сада. Всё это «горе» лишь своеобразные игры её ангелов-хранителей. Но, с другой стороны, безусловно, нельзя не поражаться беспечности Любови Андреевны, сознательной пассивности. Страстное желание чуда трёх заветных карт «тройка-семерка-туз», чтобы, не предпринимая лишних усилий, быстрее забыть о проблеме или бесконечно долго её обговаривать, обсуждать, не делая в сущности ни одного реального шага для решения жизненно важного вопроса. Опять она сбегает от проблем – в Париж! Из Парижа в деревню, из деревни обратно в Париж!
Её обращения к дочери или к камню, одинаково эмоциональны, театральны, как будто перенесены со страниц сентиментальных романов. Что в сущности её интересует, что по-настоящему ей нужно? Чтобы оставили в покое и дали денег? С кем она разговаривает, когда разговаривает с людьми? С собой? Слышит ли она своих собеседников? «Твоя душа такая добрая», говорят избалованной эгоистичной барыне, которая, бросая детей на произвол судьбы, брата, старого преданного слугу, назанимав денег у Лопахина, опять уезжает! Людмила Дребнева – прекрасна в роли Раневской. Она ушла от шаблонного изображения Любови Андреевны как натуры сугубо возвышенной, кокетливо непрактичной, парадоксальной, и, наоборот, хорошо заземлила её, обнажив в характере искусно запрятанную расчётливость, театральное позёрство.

Лопахина вроде как принято считать расчётливым и бездушным, но - если посмотреть на мотивы, которые им движут под другим углом, в ином ракурсе, то предстанет совсем иная картина. Бывший крепостной раб, предки которого жили в навозе и были биты господской плетью, и вот, благодаря железной хватке, изобретательному уму он, Лопахин Ермолай сын такого-то, уже миллионщик, уже его принимают в господском доме, уже на его деньги живёт Раневская, уже на него влюблёнными глазами смотрит дочь барыни! Чистый Фрейд!
Как хороша пауза в сцене объяснения Лопахина с Варей. Опять же, в его расположении к Варе была спрятана ухмылка Зигмунда Фрейда – а вот ты, крестьянский сын, можешь жениться на своей барыньке, но, когда призрак Фрейда испарился, и подкорковое желание обладать имением и стать господином над собственными господами, наконец-то, исполнилось, то и необходимость в женитьбе исчезла. Зачем ему, такому деятельному, расчетливому, неромантичному купцу лишние сантименты и, в сущности, нелюбимая жена.
Лопахин в спектакле – огонь! Его шикарно играет Олег Малахов.

Необычна трактовка образа Фирса, здесь зрителей ожидает сюрприз. Фирс в исполнении Олега Охотниченко весьма харизматичен. Очень сильную эмоцию получаешь от всем известной финальной сцены «забыли Фирса», и когда он появляется в детской куцей цигейковой шубейке с варежками на резинке, да ещё и улыбается, по-стариковски не понимая, что его ждёт, накатывает чувство жалости, острое ощущения несправедливости, ведь оставить старика, что оставить ребёнка! Даже у Чехова эта сцена не так пронзительна, какой она получилась в этом спектакле.

И Петя блеснул. Плешивый студент Петя, «неудачник», в спектакле вовсе не такой уж и несимпатичный. К тому же всё в мире переменчиво, и бедный никому не нужный Петя, сильный не в учебе, а в ораторском искусстве демагогии на обобщённые темы, особенно на тему светлого будущего, имеет хорошо предсказуемую явственную перспективу в этом самом будущем. Подобные ему фигуры на броневичках, на балконах, на постаментах памятников скоро, совсем скоро, будут цветисто обещать народу «вишневые сады и булки мира». Петя вполне себе энергичен и сексапилен, обвинения Раневской в том, что ему пора в тридцать-то лет иметь увлечение, опровергаются красивой эротической сценой свидания Пети и Ани на берегу реки. Фёдор Леонов в роли Пети Трофимова просто находка для спектакля.

Чтобы я аккуратно вырезала ножницами из спектакля, так это интимные сцены между горничной Дуняшей (Дарья Рублева) и лакеем Яшей (Роман Долгушин). И дело вовсе не в эротической подоплёке, хотя она (признаюсь) сильно смущает (изнасилование всё же не шутки), просто спектакль довольно длинный, более трёх часов, и эти сцены, сбивают скорость, ритм, тяжело замедляют и выбивают из медитативного созерцания. К тому же Дуняша и Яша - герои настолько не главные, что по большому счету особенно неинтересна их личная жизнь, достаточно было ограничиться намёками.

Игорь Яцко играет Леонида Андреевича Гаева, брата Раневской, картёжника, плывущего по течению реки под названием «жизнь». Настоящий барин! Очень похожи с сестрой ватностью ума, когда речь заходит о решительных необходимых жёстких действиях для спасения сада. Предпринимает массу усилий для получения ничтожных сумм, которые явно не спасут бедственного положения. Пустомеля, пустобрех - говорит много, как льёт воду на мельницу.
Любитель театральных поз и монологов. В классической сцене обращения к шкафу, сей дубовый огромный предмет к нему подвезут на колёсиках, Гаев выскажет всё, что нужно по Чехову, и шкаф увезут. Такой небольшой, но яркий штрих к портрету Гаева – сказать о чём-то, получить свою порцию аплодисментов и тут же моментально забыть.
Мне очень нравится Игорь Яцко, я получила большое удовольствие от его актёрской игры.

Актёры очень интересно используют интерактивные приёмчики, задействуя зрителей, предлагая освежиться сельтерской и бокалом шампанского.

Станиславский писал, что Чехов долго не мог определиться с названием пьесы. ВИшневый сад или ВишнЁвый? Такую огромную роль для него играло ударение, интонация, от чего зависел смысл.
В Театре Школа Драматического искусства в спектакле «Вишневый сад» поставлено верное ударение. Не скажу какое. Приходите и узнаете.

ФОТО СПЕКТАКЛЯ
взяты с сайта (с) театра

Людмила Дербнева (Раневская)


Игорь Яцко (Гаев), Ольга Бондарева (Варя) и Регина Хакимова (Аня)


Мария Зайкова (Шарлотта Ивановна) и Сергей Ганин (Симеонов-Пищик)


Людмила Дербнева (Раневская) и Олег Малахов (Лопахин)




АРТИСТЫ НА ПОКЛОНАХ






ФОТО ТЕАТРА ШКОЛА ДРАМАТИЧСКОГО ИСКУССТВА






















Сайт Театра Школа Драматического искусства
группы театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канал на Youtube

Благодарю любимое сообщество moskva_lublu за организацию блогерского похода в театр!

Посты по тэгу "я/Кино-Театр/Цирк-Концерт":
Театр на Юго-Западе
Разнузданный секс с Куклами в Театре на Юго-Западе
Связанные одной целью, Скованные одной цепью… «На дне» в Театре на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть – и не вопрос!
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Сильфида на ветвях сидит… Знаковый балет в Музыкальном театре Станиславского
Пятьдесят оттенков чувственности – балет «Манон» в Музыкальном Театре Станиславского
ЦИРК ДЮСОЛЕЙ
Мир у твоих ног. Cirque du Soleil привёз в Москву знаменитое шоу OVO о жизни насекомых!
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО
«Снежная королева» братьев Запашных в Цирке на проспекте Вернадского!
ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа – «Магия цирка»!
Большой театр
В чем вина и сила России? «Князь Владимир Красно Солнышко» в Большом театре
Арена ВТБ
Русский рок – движемся вверх! ЧАРТОВА ДЮЖИНА - 2018
Театр Фоменко
Эротический египетский анекдот в Театре Фоменко - "Египетские ночи"
Театр на Малой Бронной
О роли колбасы в жизни человека. Премьера «Самоубийцы» в Театре на Малой Бронной
Ба! Знакомые всё лица! - «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной, реж. Павел Сафонов
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной/ПРЕМЬЕРА
Театр им.Вахтангова
Люби меня, как я тебя. «Бовари» в Театре Вахтангова, реж. О.Субботина
Да придёт Спаситель! - «В ожидании Годо» в Театре Вахтангова, реж. Владимир Бельдиян
Корона над гадким туловищем – «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили
«Ричард III» - спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова – 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Пока наливается пиво» или Лондон наш! | Школа современной пьесы, Е. Гришковец
«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театре Школа современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза)
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРА
Московский Театр мюзикла
Но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался... - "Всё о Золушке" в Театре Мюзикла
Театр Романа Виктюка
Самый мистический Маугли - "Маугли. Доброй охоты!" в Театре Виктюка, реж. Дмитрий Бозин
Театр Русской песни Надежды Бабкиной
Горькая «Калина красная». Премьера в Театре Русской песни Надежды Бабкиной, реж. Д.Петрунь
МХТ им.Чехова
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, реж. А.Молочников
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
РАМТ
Ещё живые и уже мертвые. «Магический лабиринт». Мадрид/Москва. CDN/РАМТ
«Хочу в школу!» или как «Птицы» расправили крылья
«Рикки. История об одной великой битве в джунглях». РАМТ /ПРЕМЬЕРА
«Будденброки». Томас Манн. РАМТ
КАСКАДЕРЫ
Каскадёрское шоу "Русский форсаж-3" в Парке киноприключений Мастера Панина
Губернский театр под рук.С.Безрукова
От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь». Губернский театр
«В волчьей стае появился человеческий детёныш!» - «Маугли», Московский Губернский театр
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дайте крест!» - «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина

[Театр Стаса Намина, Театр Модернъ, Цирки, Каскадеры, Театр Ромэн, Современник, Театр АпАрте, Театр Русской драмы под рук. Щепенко, Театр Луны, Книжный клуб «Гиперион», Губернский театр под рук. Безрукова, Театр Вернадского 13, Театр «Ученый Медведь», ЦАТ Российской Армии, Консерватория ]
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр МодернЪ
«Саломея» в Театре МодернЪ
Танец семи покрывал (Саломея - Ирина Гринева, Театр МодернЪ)
Рок-орден «Тампль»
Рок-опера «Жанна Д’Арк» в рок-ордене «Тампль»
Театр «Кураж»
Шухер! – Шекспир, Мирзоев и «Кураж»!
Театр Ромэн
Театр «Ромэн». А там гитары, а там цыгане! Спектакль «Мы – цыгане!»
Театральное агентство "АРТ-Партнер XXI век"
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Театр Современник
Ускользающая «Дама» в Театре Современник
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Небесный гость» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Театр «Московские каникулы»
«Мой бедный Марат» в Театре «Московские каникулы»
КОНЦЕРТ
Вика Цыганова, показ мод Имперским Русским Балетом и Фио Дзанотти на концерте в ХХС
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Луны:
"Флайтер" в Театре Луны
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл "Принцесса и солдат" в Театре Российской Армии