Тёркин - кто же он такой? Скажем откровенно....

... Персонаж спектакля он. Необыкновенный!!! )))

Да простит меня многоуважаемый Александр Трифонович Твардовский за столько вольный переклад строк его бессмертной поэмы, но именно так хочется воскликнуть после посещения спектакля "Не унывай!" в театре Русская драма" под руководством Михаила Щепенко. На сцене театра знаменитая "книга про бойца", благодаря режиссёрским находкам и актёрской игре, раскрывается перед зрителями во всей своей полноте, и остаться равнодушным крайне трудно.





Самое главное открытие, привезённое мной с этого спектакля - полное переосмысление навязшей на зубах ещё со школьных времён фразы про "гениально созданный автором собирательный образ русского солдата". Результат тотального господства этого стереотипа известен всем. Любой "человек искусства" (хоть художник, хоть актёр, хоть постановщик) считает себя вправе трактовать сей образ как хочет, всякий раз рискуя нарваться на разочарование зрителя, который в том или ином эпизоде представлял себе главного героя моложе/старше/веселее/мудрее и тому подобное. В этом спектакле возможность такого разочарования сведена к минимуму простым, как всё гениальное, способом: текст поэмы мастерки разложен на голоса между постоянно находящимися на сцене двенадцатью совершенно непохожими друг на друга актёрами. Каждый из них в тот или иной момент подхватывает "сольную" партию главного героя, и происходит это столь органично, что диву даёшься, насколько совпадает личное восприятиие и видение режиссёра. И в результате тот самый пресловутый "собирательный" образ становится живым и настоящим - тем, которому веришь, искренне сочувствуешь и симпатизируешь, а главное - тем, который по-настоящему, всей душой понимаешь.



...Вот эпизод, где Тёркин объясняет однополчанам знаменитое "что такое Сабантуй": здесь он солдат основательный, пожилой, многое повидавший. Странно представить, что именно он ринется в ледяную воду после неудавшейся переправы - а в этот моменте спектакля он уже совсем другой, но опять же попадающий "в точку" и темпераментом, и внешностью. И так - абсолютно во всём. За весь час с небольшим ни я, ни мой спутник (который, к слову, знает поэму почти наизусть и трепетно её любит) не испытали ни одного, даже самого малюсенького недоумения из серии "что-то тут не то". Словом, спектакль пролетает на одном дыхании.







Непередаваемое удовольствие от спектакля получат и сторонники небанальных вариантов сценического оформления. Декораций на сцене минимум - точнее, актёры весь спектакль работают с одной-единственной декорацией, которая превращается то в бруствер окопа, то в крышу деревенской избы, то в тропинку через гибельное болото. Это очень интересно выглядит и придаёт спектаклю особый шарм из серии "ничего лишнего, а как здорово получается!" ))).







Отдельно хочется остановиться на жанре спектакля, обозначенном как "оптимистическая драма". На мой взгляд, точнее названия и не придумаешь. Артистам и режиссёру удалось найти ту тонюсенькую грань между балагурством и оптимизмом с одной стороны - и ощущением того, что дело происходит всё-таки на войне, где царят страх и ужас, а каждый миг может стать последним, с другой. Только что солдаты хохотали над очередной прибауткой - и вот кто-то не поднялся, среди бездыханных тел бродит страшная Смерть и всё внутри сжимается от пронзительного "А у нашего солдата, хоть сейчас войне отбой, ни окошка нет, ни хаты, ни хозяйки, хоть женатый, ни сынка, а был, ребята, - рисовал дома с трубой". Только одно и помогает выжить в таких нечеловеческих условиях - извечное русское "не унывай". И Театру Русской драмы удалось это показать в самой полной мере!

Искренне рекомендую подружиться с театром на Вконтакте и в Фейсбуке.

Огромное спасибо театру за доставленное удовольствие, а сообществу moskva_lublu - за приглашение!
Tags: