"Анна Каренина.Lecture" в Театре у Никитских ворот 23.05.18

(фото с сайта театра)
Хоть и не с Максимом Заусалиным в роли Вронского, но я таки увидела этот спектакль. С каждым разом все больше и больше убеждаюсь в том, что в театре у "Никитских ворот" не бывает плохих спектаклей. Спектакль может "не зайти" лично вам, не вызвать желания повторить, но в любом случае каждый спектакль этого театра - явление. И "Анна Каренина. Lecture" не исключение. Очень яркий и необычный. Постановка, которую смотришь на одном дыхании.
Состав:
Лектор - Денис Юченков
Анна - Наталья Троицкая
Каренин - Александр Масалов
Вронский - Игорь Скрипко
Кити - Наталья Калашник
Левин - Александр Чернявский
Стива - Владимир Давиденко
Долли - Наталья Бронина
Петрицкий - Станислв Федорчук
Бетси - Юлия Бружайте
Княгина - Яна Прыжанкова
Графиня Нордстон - Сандра Элиава
Дама - Ника Пыхова

Марк Розовский не ищет легких путей. И с этим спектаклем также. Поставить просто роман? Ну это же скучно! Почему бы не поставить лекцию Набокова о романе "Анна Каренина"? И вот на сцене Лектор, который дает комментарии про героев, про отношение Льва Толстого к тому или иному персонажу. Звучит скучно? Ан нет! Это очень интересно. Интересно смотреть, слушать. А главное - копаться в своих ощущениях, сравнивая свое восприятие с озвученным Лектором. Ведь сюжет романа знает практически любой русский человек. Но не многие действительно задумываются о героях, о том, почему тот или иной персонаж поступает именно так, зачем в романе есть Левин с Китти, Стива с Долли. И именно лекция Набокова заставляет обратить внимание на то, что обычно проходит мимо. Например, я никогда не задумывалась о том, что вероятно с Левиным Толстой отождествлял себя. Что эта пара Левин-Китти должна заставлять читателя задуматься о том, насколько возможно счастье между настолько разными людьми, лишь только из-за наличия сильно любви. А правд - возможно ли? Честно скажу, дважды прочитав роман, никогда об этом не думала. Для меня всегда пара Левин-Китти были как антагонизм паре Анна-Вронский. Ведь у четы Левиных в итоге хэппи-енд, безоблачное будущее, в отличие от Анны и Вронского. Но так ли это на самом деле? И уже в процесс просмотра спектакля у меня возникли сильные сомнения в статье этой пары. Не просто так Левин, говоря о Китти (уже в процессе семейной жизни), признается, что она ничем не интересуется, что у нее нет никаких интересов. Ему это не понятно. Но он любит ее. Что же Китти - любит ли она Левина? Скорее да, чем нет. Но ей не понятны ни его метания в поисках смысла своего существования, ни его желание улучшить жизнь мужикам. К чему это все приведет дальше? Неизвестно. Но все не так безоблачно, как кажется, если не задумываться над этими героями.
Что касается главных героев, то и после спектакля мои симпатии на стороне Каренина. И мне даже не понятно, почему его называют лицемером и сухарем. Да, вся его жизнь приучила Алексея Каренина скрывать чувства, придерживаться правил и соблюдать приличия. Но при этом в нем достаточно благородства, чтобы не только простить Анну и Вронского, но и искренне полюбить их дочь...
Как и сам роман, спектакль очень глубокий и многослойный. И я снова удивляюсь тому, как можно убедительно показывать "картинку" минимумом декораций. Ведь на сцене несколько гигантских фигур в виде мужских и женских силуэтов и стулья... И лишь в отдельные моменты подключается фоновый экран. Но при таких ограниченных декорациях мы прекрасно понимаем, что нам показывает режиссер и актеры - салон, спальню, поезд, ипподром. И уже в который раз хочется отметить, что грамотное отсутствие декораций позволяет нам, зрителям, давать волю воображению, более ярко воспринимать происходящее на сцене. И актерам невозможно спрятаться за декорациями, им приходится выкладываться на 100%, что и происходит в подобных постановках.
В этом спектакле мне хочется особенно отметить двух исполнителей - Александра Масалова (Каренин) и Дениса Юченкова (Лектор). Они на две головы выше остальных исполнителей. Александр Масалов, ИМХО просто стопроцентное попадание в образ. Его Каренин цельный, характер выдерживается от первой минуты до последней. Но при этом его герой живой и объемный. Он меняется по ходу спектакля от уверенного собой и своей жизнью суховатого чиновника до почти раздавленного неприятностями пожилого мужчины. При этом он раскрывается, показывая и отчаяние, и великодушие. Да, он беспокоится за свою карьеру, положение в обществе. Но при этом его волнует и судьба Анны. Он ведь справедливо рассуждает в беседе со Стивой, что Анна погибнет, если дать ей развод. И это так и есть.
Денис Юченков совсем другой герой. Он уже из нашего времени. Как-то так получается, что на всем протяжении спектакля он, с одной стороны, его участник, с другой, он тот мостик, который соединяет зрителя с героями романа. Душевный, иногда вполне уместно отстраненный. Интересный рассказчик, который не лекцию читает, а вместе со зрителями рассуждает о романе. Этим двум актерам просто браво за их талантливую работу!
Большинство актеров постановки вполне даже попали в те образы, которые играли. Но есть большой минус, лично для меня - исполнители двух главных ролей Анны и Вронского. И если с Анной я могу еще предположить, что может вторая исполнительница попадает в образ лучше. то с Вронским все грустнее, он то один. Игорь Скрипко, надо отдать должное, с ролью справляется, особенно хорошо во втором акте. Но картинка с Игорем в роли Вронского у меня не сложилась от слова "совсем". Слишком молод, никак не убедителен фактурно в образе военного. Молоденький мальчик (с наклеенными для чего-то усами, которые ну совсем не делают его старше), худенький, даже хрупкий. Пусть простят меня создатели спектакля и поклонники Игоря Скрипко, ну не Вронский он!!! И вот тут просто великое сожаление, что не успела увидеть в этой роли Максима Заусалина. Я очень ярко представила его в этом образе - уверена, что он был хорош!
Ну и самая моя печаль - Анна. Мало того, что в паре со Скрипко Наталья Троицкая выглядит как мама с сыном, так еще и от нее не шло никакой энергетики, которая просто обязана была быть у Анны Карениной. Анна была, что называется, роковой женщиной. Она не обязательно должна была быть красивой, но она должна быть супер обаятельной, женщиной почти животного магнетизма. И вот ничего этого у исполнительницы роли Анны не было. Хорошая профессиональная игра, но именно ИГРА. Я видела актрису, играющую роль Анны, а не Анну. И это особенно бросалось в глаза на фоне остальных исполнителей, которые проживали жизни своих персонажей.
Это оказался тот случай, когда просто феноменальный спектакль, но неудачно подобранные исполнители. Спектакль однозначно рекомендую всем! Он потрясающий, завораживающий. И этот спектакль заставляет думать, а это ИМХО очень важно.
Странички театра есть ВКонтакте, на Фейсбуке и в Твиттере.
Огромная благодарность сообществу Москультура (сайт) и куратору Михаилу за приглашение в театр "У Никитских ворот"!

(фото с сайта театра)