"Маскарад маркиза де Сада" А. Максимова в Театре Романа Виктюка, реж. Роман Виктюк

111.jpg

В спектакле "Маскарад маркиза де Сада" по пьесе Андрея Максимова дана необычная версия некоторых моментов в биографии маркиза де Сада, согласно которой скандально известный маркиз не предавался разврату, а лишь писал свои фантазийные произведения; однако, чтобы таинственные оргии в его замке имели под собой какую-то реальную основу, он вступил в сговор с инспектором Марэ (это реальная личность), он-то, якобы, и воплощал в жизнь всяческие сексуальные девиации писателя. Непонятно, почему в анонсировании спектакля театр делает упор на взаимоотношении Творца и Власти, акцентируя внимание на актуальности событий и в наше непростое время. Маркиз де Сад в целом отсидел по тюрьмам 17 лет, и сидел, что интересно, и при королях, и во времена французской революции (в коей принимал активное участие, создавая политические памфлеты), и при Наполеоне. И напоминает он зицпредседателя Фунта из "Золотого Теленка" Ильфа и Петрова:

"Я сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом". При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при нэпе! Как я сидел при нэпе! Это были лучшие дни моей жизни."


Конечно, зицпредседатель сидел по иным причинам, сознательно, так сказать. Но маркиз де Сад преследовался совсем не за свое творчество, а за банальные изнасилования, первое дело замяли, маркиз все-таки, но второе, так называемое "Марсельское дело" получило слишком широкую огласку, поскольку маркиз с верным слугою накормили аристократичных дам шпанской мушкой и еще чем-то, и воспользовались их невменяемым состоянием, а законы-то суровы были, и будущего творца приговорили к отрублению головы, а слугу - к повешению, за отравление и содомию. Опальный маркиз бежал, ну и все это повторялось при любой власти, маркиз де Сад отрицал уголовное право, ставя превыше всего гедонизм отдельной личности и отсутствие моральных, нравственных установок. Немудрено, что он не прижился даже во времена французской революции. Ближе к концу его жизни маркиза хотели посадить за долги еще, но все-таки посадили за порнографию, что, конечно, нехорошо, но в остальном - покажите мне "Творца" сегодняшнего времени, участвующего в групповом изнасиловании аристократок и пейзанок и открыто заявляющего, что убийство людей - во благо нашей перенаселенной планете и проч. и проч. и проч.

В спектакле маркиз сидит как раз-таки во времена французской революции, его навещают в убогой комнатенке, про которую маркиз проговаривается, что это специально на публику сделано, а за комнатенкой - роскошные апартаменты. Приходит к нему и инспектор Марэ (Александр Дзюба), и революционерка Жюстина (Екатерина Карпушина), и жена его законная Лакоста (Людмила Погорелова), она же и слуга-подельник Латур (неожиданно!), ну и тюремный охранник Огюстен (Иван Никульча) тут же присутствует, восхищаясь творениями маркиза. Они ведут глубокомысленные разговоры, не то чтобы об отношениях Творца и Власти, а о том, что все суета сует, главное при любой власти - предаваться эээ.. гедонизму. Жюстина искрометно шутит на революционную тему, но выглядит она откровенно странно, поскольку в уста зрелой женщины вложены реплики юной глупенькой девушки, поэтому не покидает стойкое ощущение, что Жюстина слабоумна, и поэтому не смеяться хочется, а взгрустнуть.

Так вот даже на такой довольно слабой сценарной основе режиссер и актеры создали довольно впечатляющее действо.

В основе его лежит все то, что присуще Виктюку - и отличный саундтрек (музыки, правда, неожиданно мало), и великолепная мужская пластика, и акробатические этюды - на сей раз на передвижной деревянной вышке, и оформление камерной сцены прекрасно - экспрессионистские портреты каких-то безумцев (участников оргий?), мистерия, таинственность, инфернальность даже и - истерия или шутовство.

Маркиза играет Дмитрий Бозин, звезда театра и заслуженный артист Российской Федерации, я его не видела лет семь и ахнула, когда он появился на сцене. И семь лет назад он был хорош, но налицо движение вперед. Идеальное тело спортсмена, атлета, зависающего на высоте деревянной вышки без страховки и при этом создающего завораживающий образ. Его маркиз де Сад - скорее некое существо в античном одеянии, похожее на фавна, на сатира, и в пластике, и интонациях то ли безумца, то ли эксцентрика. Он сумасшедший или хочет казаться необычным, неважно, это центральный образ, и остальные персонажи меркнут на его фоне, хотя Дзюба в роли Марэ и составляет неплохую противоположность загадочному маркизу в своей приземленности в хорошем смысле и попытке искренне отрефлексировать. Возникла мысль на секунду, а не тесно ли Бозину в театре, он выдающийся актер, но как возникла, так и исчезла, тут все под него - эта изумительная пластика вкупе с лучшими драматургическими образами в спектаклях - стоит ли желать лучшего.

112.jpg

Группы театра в соцсетях:
в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, канал YouTube

Сайт Театра Романа Виктюка

Благодарю СОО moskva_lublu за приглашение.
Tags: