Большой театр - экскурсия по залам


История здания Большого театра – это фактически история сплошных реконструкций и реставраций практически с самого его появления и до наших дней. В 2005г. здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. И только в октябре 2011 театр вновь распахнул свои двери.

Реставраторы поработали над интерьерами 19-го века: восстановили закрашенные ранее росписи Главного фойе (бывший Белый зал), вернули изображение короны на дверь в Императорскую ложу. 

Экскурсия по Большому театру начинается с Главного фойе (бывший Белый Зал). 

Первоначально фойе освещалось одной люстрой и бронзовыми канделябрами со стеклянными матовыми шарами. С введением газового освещения канделябры были заменены на бра. Вместо одной были повешены три хрустальные люстры, которые сегодня заменены на электрические.

Несущие кирпичные стены в этом помещении были сооружены в 1825г., в них использовали уцелевшие фрагменты кирпичной кладки Петровского театра 1780г. Наружная стена фрагментарно воссоздавалась после попадания бомбы в 1941г.

Зеркала в фойе позволили зрительно расширить пространство. Восстановили также вазоны на баллюстраде, они сделаны из алебастра (искусственный камень).

В Хоровом Зале проводится выставка костюмов. Живопись на стенах и потолке Хорового Зала выполнена в стиле "Гризайль". Именно такой стиль существовал изначально до 1956г, но впоследствии был утрачен.

Самое большое впечатление на всех конечно производит зрительный зал.

"Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. 
Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение», - Альберт Кавос.

Декор лож выполнен из папье-маше для улучшения акустики зала.

Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь любой может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески - все это придает зрительному залу вид сказочного дворца. 
Было позолочено 893 кв.м. пространства Зала. У каждого яруса свой рисунок: чем выше ярус тем меньше насыщен его рельефный узор.

Зрительный зал украшает лепнина и сусальное золото – его наносили по старинному методу – на полимент, или «на водку».  В зале золота - 4 кг.
Мест стало меньше – зато в оркестровой яме вместо 100 музыкантов – 130. Но, главное, - в Большой вернулась акустика.

В Императорской ложе - 16 кресел. В соседних ложах сделаны аванложи — маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству (видите диванчики на фото?).

Рисунок ткани на стульях восстановлен по итогам историко-архивных работ, сейчас он именно такой каким был изначально, когда в ложе сидел сам император. 

Парадная царская ложа, немного выступающая в Зрительный зал, стала его центром, противоположным сцене. 
Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, — как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя. 

Как я любила говорить: с 4-го яруса сидя хорошо видно только люстру, остальное только стоя, перегнувшись через перила. 

Диаметр люстры - 6,5м, высота - 8,5м. Люстру украшают более 24 тыс. хрустальных подвесок общм весом более 260кг. 
Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. 
Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы».

Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках. 

PS: хорошо, что и у нас начали проводить экскурсии в театрах, всегда ведь интересно посмотреть все изнутри и узнать интересное и о самом здании.
За рубежом для туристов давно организовывают дневные экскурсии в здании опер, я была в Париже и Вене (не все по деньгам могут позволить посещение вечерных представлений, да и времени на все может не хватить).