"Игроки", Школа драматического искусства, блогерский поход

Спектакль Лаборатории Игоря Яцко по пьесе Н.В. Гоголя.
Режиссёр-постановщик - Игорь Яцко
Декорации и костюмы – Ольга Васильева
Музыкальное оформление – Андрей Емельянов, Игорь Корних
Хореография – Рамуне Ходоркайте
Свет – Тарас Михалевский



"Игроки" - одна из тех пьес, которые очень интересно смотреть в разных интерпретациях и сравнивать спектакли друг с другом. И если в театре на Юго-Западе "Игроки" мистические, то в ШДИ... Пожалуй, тут они в первую очередь музыкальные. Ибо организующим началом постановки является музыка! Шостакович в исполнении трио музыкантов (Елена Амирбекян, Игорь Корних, Мария Гришина) заколдовывает, манит, управляет движениями актрис, утягивает в мир игры.

Актрис, да! Потому что всех игроков в спектакле играют женщины. Персонажи при этом остались мужскими, но суть их - женского рода (как и слово "игра"). Ихарев и троица Утешительный-Швохнев-Кругель просто обнажили эту суть друг перед другом, переоблачившись из брюк в юбки... впрочем, говорить о себе продолжили в мужском роде (но разве в "Игроках" кто-то честен с другими и собой до конца?).



Интересный ход местами заставил гоголевский текст заиграть новыми красками: Ихарев требует, чтобы ему подали побриться, и бреет, разумеется, ноги; неожиданную окраску приобретают слова старшего Глова, когда он(а) разглагольствует о ценности семьи и детишек или сетует о тяге младшего Глова к гусарам (Сашу Глова, само собой, тоже играет хорошенькая девушка).
Но главное все-таки даже не это, а то, что ты действительно задумываешься о природе игры и всего того, что на ее место можно подставить. Плутовство. Азарт. Соблазн. Разврат.
Искусство.
Если на Юго-Западе Швохнев, Кругель и Утешительный подчёркнуто разные, у каждого свой образ и свой характер, то в этой постановке в какой-то момент возникает впечатление, что Ихарев познакомился с трёхглавым Змеем Горынычем; игроки в исполнении Марии Зайковой, Ольги Бондаревой и Алисы Рыжовой составляют единое целое, Ихарев (Ольга Баландина) подчёркнуто им противопоставлен - и не только красным платьем и восторженно распахнутыми глазами, но и отношением к игре как к искусству.



Впрочем, для троицы-то игра - тоже искусство, просто другое. Если Ихарев - явный художник-одиночка (и не следовало ему, ох, не следовало искать себе партнёров!), то эти - явные актёры, а Утешительный при них - и вовсе режиссёр. Ихареву в этой пьеске отведена роль зрителя, которому морочат голову... Впрочем, есть в этом театрике и художественный руководитель - Алексей (Роман Долгушин) с самого начала знает и понимает, что происходит, и аккуратненько дёргает за ниточки из-за кулис.



Без мистической нотки, впрочем, тоже не обошлось - ну какой Гоголь без мистики? Швохнев-Кругель-Утешительный - то ли ведьмы, то ли вампирши, слугу Ихарева они превращают в упыря, Глова-младшего - тоже; да и сам(а) Ихарев в финале становится то ли упырем, то ли бесноватым, то ли попросту сходит с ума. Игра же в определённый момент очень напоминает спиритический сеанс со столоверчением.



Единственным нормальным на шабаше опять же остаётся Алексей - и пусть он появляется перед героями вдребезги пьяным, очевидно, что это всего лишь роль. Он главный в этом маленьком адочке. Может быть, потому, что не игрок.

Спектакль мне очень понравился, несмотря на провисающее начало (напряженное недоумение в зале понятно - зритель чинит треснувший шаблон; но создавалось впечатление, что такое же напряжение царит и на сцене, начало тянул на себе Долгушин, актрисы расслабились и разыгрались позже). К тому же можно было бы обойтись и без накладных вампирских клыков. Роль монитора над сценой тоже сомнительна - все же большую часть времени он дублирует происходящее на сцене, поэтому привыкаешь не обращать на него внимания...
Однако пара мелких деталей общего впечатления не испортили. Яркий, необычный спектакль - такая трактовка "Игроков" запомнится мне надолго!

Огромное спасибо театру "Школа драматического искусства" и сообществу moskva_lublu в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!