"Черная книга" в театре "Глас"

Благодаря приглашению от сообщества moskva_lublu посмотрели очень приятный спектакль в театре "Глас".

Однозначно получили удовольствие и, пожалуй, я вполне могу его рекомендовать к просмотру. К сожалению, без штампов тут не обошлось, но за прекрасную игру и общее впечатление можно вполне простить некоторую прямолинейность в навешивании ярлыков. Постановка - действительно очень хороша. Сходите!


Прежде всего стоит сказать, что сам театр - очень милый, производит совершенно домашнее впечатление. Он - крошечный, зрительный зал насчитывает всего 6 или 7 рядов, а сцена примыкает к нему плотную . За счет этого - соприкосновение зрителей с происходящим получается удивительно тесное и близкое. И это - здорово!

Пожалуй, первое, что впечатляет в этом спектакле - интрига. Сюжет закручен, как хорошая пружина, и зритель не отрываясь следит за происходящим, т.к. неизвестно - что произойдет в следующую минуту, а узнать страшно хочется.

Дальше - атмосфера.  В совсем небольшом простанстве удается создать то шумную и бойкую коммунальную квартиру или московский дворик, то - суровую обстановку монастыря, то - по-настоящему мистическое ощущение присутствия потусторонних сил. Получается очень по-настоящему. Кстати, только потом осознаешь, какая ювелирная работа стоит за этой  ощущаемой реальностью.

Действие происходит в Москве годов эдак 20-30, т.е. Сталин еще жив (и даже временами появляется на сцене с вечной трубкой), революционные и дореволюционные элементы - также присутствуют в ассортименте, и вообще - все вокруг живет в каком-то предвосхищении будущего, и есть в этом всем какая-то неуловимая  свежесть и юность послереволюционных лет. Неожиданно симпатичная, кстати.

Собственно сама "черная книга" - некая загадочная рукопись, за которой вроде бы охотились властьпредержащие с целью этут самую власть сохранить и упрочить, на самом деле здесь всего лишь повод. Повод поговорить о жизни светской и духовной, о власти, о детских травмах, о любви, о революции, о жертвах, о Боге.  "Глас" - театр духовный (понимай - православный), поэтому акценты, конечно же, расставлены очевидные. Старец - человек положительный, молитвенник и праведник**,  чекист - персонаж однозначно отрицательный, ему полутона не позволены, много чести. Отсюда некоторое ощущение лубочности самой пьесы - но все персонажи так отлично сыграны, что воспринимаешь эту лубочность скорее как уступку жанру, чем недостаток. К слову о жанре. Пожалуй, это удивительная смесь фантасмагории в духе Булгакова (забавной и тонкой) и площадного театра (понятного и близкого). От первой имеется блестяще  сыгранный Бес московский (Дмитрий Швецов).О, эта тонкая ирония и откровенное ехидство ! Непринужденность и изящество вне зависимости от принимаемого облика (не уверена, что сам Бес сумел бы предстать в лучшем виде).
От второго - безусловная ясность и простота действия, не предполагающая никакой неоднозначности. Отсюда - легкость восприятия и, пожалуй, определенное добродушие, присущее истинно народным сценкам, несмотря на то, что здесь расссказывают не самую простую историю. Пожалуй, мне бы хотелось чуть меньшей прямолинейности и схематичности, но тогда это был бы другой спектакль.

А еще, актеры здесь очень хороши. Трудно выделить кого-то особенно, пожалуй, очень приятное впечатление осталось от . московских  барышень, особенно от Екатерины (Екатерина Лисовая), которая прямо воплощенный уют и обаяние.
Произвело впечатление перевоплощение московской шлюхи в скромницу, осуществленнное Викторией Фатеевой (хотя первая получилась интереснее и живее второй, что, впрочем, и логично). Пожалуй, единственным, кто мне не понравился, был Алеша (Даниил Коробейников). Ну не могу я поверить в то, что столь жалкий и унылый юноша может впечатлить чем-то девушку. А уж соблазнить ее на духовный брак.... Нужно либо как-то осимпатичить актера, либо добавить какой-то более явный мотив такого переворота в жизни девушки. Вариант "полюбить за красивые глаза" тут кажется слишком невероятным.


Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграмме, канал на Youtube

**Будущий старец женится, заранее зная, что не будет жить с женой по-человечески, и в итоге ломает ей жизнь. Она от тоски бросается во все тяжкие, рожает сына от чужого человека, и бедный ребенок все детство проводит под косыми взглядами, зная что его названный отец - ему не отец. Не удивительно, что став взрослым (чекистом, разумеется), он возненавидел и этого названного отца, и  духовенство в целом.  Несмотря на то, что здесь чекист - персонаж отрицательный, мне он кажется куда более честным, чем благостный старец, погубивший ради своего стремления к Богу  две жизни.
Любопытно, что вообще-то такой вот путь, видимо не является редкостью. Например, примерно также повел себя с женой Иоанн Крондштатский. Т.е. принести в жертву счастье близких почему-то считается нормальным для православных старцев. Не могу этого понять и принять.

Здесь путь старца отчасти повторяет и Алеша (его духовный сын, совсем еще молодой юноша). Духовный брак - это брак без интимных отношений, а значит женщина не только лишена возможности испытать радости секса, но даже и стать матерью.  Может лет в 70-80 это и нормально, но для молодых людей - неестественно и в чем-то даже порочно, как мне кажется.

Большое спасибо театру за  увлекательный спекаткль, прекрасные места и отличный вечер. Буду рада прийти сюда - посмотреть что-нибудь еще.  Тем более, что пройтись лишний раз по Пятницкой - отдельное удовольствие.