Большой театр, экскурсия.

Большой театр уже давно перестал быть просто театром, он стал чуть ли не символом русской культуры, и уж, во всяком случае, русского балета. Не секрет, что каждый мало-мальски интеллигентный человек, кто приезжает в Москву, стремится в него попасть. А уж родившись в столице, вообще грех там не бывать. Но я, честно скажу, бывала там очень редко и раньше, а уж после реконструкции и вовсе только однажды. Тот поход оказался для меня просто статистической галочкой, типа посмотрела, как оно там теперь, ибо половины сцены с нашего яруса было не видно, а цены кусались. Не получив никакого удовольствия и истратив при этом кучу денег, с Большим я завязала.
Но, как известно, никогда не говори "никогда". Да, на спектакли я туда больше не ходила, зато сообщество Москультура в лице atlanta_s неожиданно пригласило на специально организованную для блогеров экскурсию. На экскурсию по театру может прийти любой желающий, но для нас ее организовали в индивидуальном порядке, в день, когда не было других экскурсантов. Конечно, я не удержалась от соблазна. И вот вчера мы собрались в нижнем фойе театра,


дождались экскурсовода, научного сотрудника Музея Большого театра - Чернову Оксану, и пошли гулять по театру. Честно говоря, мне было гораздо интереснее, когда в рассказ экскурсовода вмешивалась Анна (atlanta_s) и начинала говорить с нами человеческим языком, рассказывая какие-то простые, но очень любопытные вещи. Она знает театр изнутри, со стороны артистов, и это было очень ценно. Было жаль, когда ей пришлось нас покинуть, я искренне благодарна ей за эту экскурсию. Ну а теперь по порядку.
Сначала нас отвели в Бетховенский зал, вот такой необычный в него вход


Да и вообще зал непростой. Он предназначен для камерных концертов и приемов. Во время концертов выглядит вот так




Во время приемов стулья убираются, а ярусы паркета поднимаются все до одного уровня, так, что нижние "окна" скрываются под полом. В свою очередь, сам зал тоже находится под землей, между колоннами театра (коих, напомню, восемь) и фонтаном на площади. Это совершенно новое помещение, которого до реставрации не было.
Собственно, до реставрации практически ничего из современных помещений не было, из исторических сохранился только главный, Императорский, зрительный зал. Туда мы тоже, конечно, зашли. В зале царил полумрак, а потом и вовсе выключили свет, шла репетиция предстоящей премьеры. Точнее даже, не репетиция, а подготовка декораций, которые нас просили не фотографировать, так что сорри. Вообще творческая группа нервничала, что мы тут болтаемся и можем нарушить их авторские права, поэтому мы старались не слишком много фотографировать, да и темно было.




В зале царит позолота, даже люстра теперь стала золотистой (до реставрации была бронзовой)


Чуть позже, когда мы поднялись на верхний ярус, сняла ее фактически вровень с креслами, очень высоко, аж страшно смотреть вниз


Но наверх мы поднялись позже, а сначала погуляли по зрительским фойе.






В этом фойе стоит рояль, специально сделанный для Большого театра, нам его даже открывали


За первым фойе есть Николаевская комната, когда-то оборудованная специально для государя. Особенность этой небольшой комнаты в прекрасной акустике. Николай имел невнятный голос, а тут его было прекрасно слышно, в центре комнаты есть зона, стоя в которой, можно говорить очень тихо, вас все равно услышат. Как услышат и шепот из углов, нечего тут шептаться.)) Честно говоря, поразительно, как усиливается звук безо всяких микрофонов. Именно здесь мне понравилось больше всего: и любопытно, и красиво, и уютно, и сохранены раритеты, даже часть коллекции серебра (остальная во время реставрации, говорят, утеряна...)






Через эту комнату проходим еще в одно фойе, тоже очень нарядное










Я, как всегда, начинаю таращиться на потолок, люблю я красивые потолки ))


Но экскурсовод заостряет наше внимание вот на этих тканевых панно


Они сохранились со старых времен, и только медальоны в них менялись, это видно даже по цвету ткани. Сначала в медальоне был орел, потом орла заменили на серп и молот, а сейчас вернули на место гордую геральдическую птицу.

Еще в одном фойе организована выставка. Само фойе тоже симпатичное




Можно посмотреть "Лебединое озеро", например


Здесь выставлены, в том числе, костюмы из музейного фонда




А также вполне рабочие костюмы из гримерок








Полюбовавшись на выставку в фойе, заглядываем в пустой в этот час буфет, отстроенный заново на месте гримерок (а бедные артисты теперь вынуждены новыми длинными коридорами по 20 минут добираться от своей гримерки до сцены)


В буфете тоже стоят музейные костюмы. Оказывается, в начале прошлого века Большой экспериментировал, вот это, например, костюм... Одиллии (или Одетты, что-то я засомневалась, но в любом случае, необычно, правда?).


Все то, что я вам сейчас показала, свободно может увидеть любой зритель, пришедший в театр на спектакль, только будет уже не так малолюдно и просторно, но наша экскурсия этим не ограничилась. Нам показали пошивочные мастерские (но просили не фотографировать, я и не стала), любопытно было посмотреть на обычные рабочие моменты, например, на костюм с приколотой к его рукаву запиской: "Утром отдать такому-то".
Провели по коридорам, по которым зрители не ходят


Вот такой подоконник мне очень понравился


А главное, привели в репетиционный зал, на сцене которого восходящие звезды оттачивали свой танец. Имени и фамилии девушки я не помню, к сожалению, а вот юноша - это Якопо Тисси, такое имя легче запомнить. Было интересно, но тоже не могу показать фотографию, нельзя фотографировать рабочие моменты, только оркестровую яму


На этом наша экскурсия закончилась, нас проводили в гардероб, рядом с которым, к слову, есть сувенирный магазин, вход в который свободен для любого прохожего до 17-00


А потом мы покинули театр через какую-то боковую дверь, так, что со стороны прохожим могло казаться, что мы тут свои. О,о!!! )))

В общем, интересная получилась вылазка, я избавилась от своего скепсиса по поводу этого театра, в этот раз он предстал совершенно в ином свете, красивый, торжественный, интересный. Правда, нет уже той намоленности, что царила раньше, но что поделать.
Еще раз моя искренняя благодарность Анне за организацию этой экскурсии.