Кто не знал любви - всё равно, что не жил

Театр имени Маяковского представляет «Донжуана» - этот спектакль поставлен по классике Мольера, но действие пьесы перенесено в наши дни. Режиссёр Анатолий Шульев увидел в главном персонаже не только героя-любовника, но селебрити, который везде мелькает, он всегда на виду, но при этом страдает от одиночества.

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.11..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.48. Шульев..jpg

Анатолий Шульев, режиссёр:
«Ни положительных, ни отрицательных героев нет, в каждой ситуации персонажи ведут себя по-разному. Так получается, что Донжуан говорит много правдивых вещей, когда многие стараются избегать правды и примиряются с несправедливостью мира. Он обаятельный человек. Я пытался разобраться в психологии героя, чего Донжуану не хватает, раз он постоянно гоняется за женщинами. У него строгий отец, мать сбежала с любовником, а он сам из-за кулис подсматривал, как живут театральные люди. И всю жизнь пытается доказать свою нужность. Я попытался понять, кем сейчас может быть Донжуан, и решил, что просто герой-любовник это недостаточно. В спектакле он селебрити, мелькающий повсюду, завладевающий умами и сердцами молодых людей, он талантлив, прекрасно поёт. Тусовки - это часть нашей театральной жизни. Такая трактовка не противоречит основному посылу Мольера. Автор пьесы шутя говорит о важных вещах, он столько себя, своих мыслей и эмоций вложил в эту пьесу после запрещения «Тартюфа». Я не переписывал Мольера, в нескольких местах только заменил «дворянин» на «знаменитость» и мистические события, связанные с Командором, несколько отошли на второй план».

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.52. Трамов..jpg

Режиссёр Анатолий Шульев уже работал с вахтанговцем Эльдаром Трамовым в спектакле «Король умирает» и пригласил актёра на главную роль. Эльдар Трамов, исполнитель роли Донжуана:
«Мольер - большой хитрюга, он дал Донжуану те слова, которые хотел сказать в запрещённом «Тартюфе». Наш Донжуан очень узнаваемый, это тот человек, который всё время на виду. Но мне нелегко с ним было, он пожирал меня. Я понял, что это очень трагичная судьба и я сострадал его одиночеству, сострадал отсутствию любви. Для себя я решил, что в пьесе его никто не любит, Эльвира требует, папа не хочет ему помочь, это кромешное одиночество. Действие перенесено в концертное пространство и он погибает не от удара молнии, а от короткого замыкания. Я не знаю, как играли Мольера в XVII веке, хотя много читал. Сейчас мы ловко устраиваемся. Когда происходит трагедия, ставим в фейсбуке чёрные аватарки, но на улице проходим мимо нуждающихся людей, не уступаем место в метро. В телевизоре видим очень ухоженных людей, но эти селебрити не могут показать ничего своего. Что они сделали, почему должны быть примером для других людей? Но они вещают, рассказывают о жизни, обсуждают в телеэфире чьих-то внебрачных сыновей. Донжуан из этой тусовки. В спектакле ненавижу сцену, когда он приходит в кафе и соблазняет девочку-певицу».

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.57. Мишина..jpg

Эльвира жила в монастыре и страстно отдавала себя Богу, а когда влюбилась, не менее страстно отдала себя Донжуану, стала его фанаткой. Анастасия Мишина, исполнительница роли Эльвиры:
«Наверное, это банальная вещь, для меня в этом спектакле самое главное - любовь. Эльвира прекрасно понимает, какое место Донжуан занимает в этом мире, что он совершил грех, убил другого человека, украл Эльвиру из монастыря. Но любовь не спрашивает, хочешь ты или нет. Любовь - это как Божье благословение. Эльвира не видит в нём ничего плохого, она его любит и готова отдать ему жизнь. Но Донжуан этого не хочет. В какой-то момент она борется за него, пытается отомстить, но отпускает его и прощает. Люди вокруг Донжуана несчастны, но самый несчастный - он сам. Мне его безумно жаль. Мы не вправе его судить, не нам судить. Хотелось, чтобы спектакль получился современным не благодаря костюмам, музыке, эффектам, а чтобы спектакль был созвучен зрителям в зале».

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.53. Ленский..jpg

Виталий Ленский, исполнитель роли Сганареля:
«Будучи студентом ГИТИСа, я играл Дон Жуана, мне тогда было 24 года. Я смотрел много материала, прежде всего слушал музыку Моцарта и в 44 года дорос до Сганареля. Когда есть слава и деньги, мы забываем о своём главном предназначении, о том, что должны любить. У Сганареля катастрофическая потребность в любви и он хочет отдавать любовь, он простодушный, находчивый, коренастый, у него есть опора и для него всё просто. Мы искали суть этого человека и поняли, что это постаревший Труффальдино».

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.01...jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.02..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.06..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.09..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.10..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.14..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.16..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.18..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.19..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.24..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.22..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.25..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.26..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.27..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.28..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.30..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.36..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.38..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.39..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.40..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.42..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.43..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.46..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.44..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.45..jpg

Донжуан. Маяковского. 06.04.18.47..jpg

О других театральных премьерах - в моём блоге на ЯМОСКВЕ: http://www.yamoskva.com/