Всегда найдутся те, кто знает, что с вашей жизнью делать

Малые сцены театров идеально подходят для экспериментов и дебютов. Премьера «Самоубийцы» по пьесе Николая Эрдмана в Театре на Малой Бронной состоится 4 апреля, а наши критики уже спорят об этой постановке. Будем считать, что эксперимент удался.

01. Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.36..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.39. Дубакина..jpg

- Я получила огромное удовольствие, работая над материалом пьесы, - говорит режиссёр и актриса спектакля Екатерина Дубакина. - Наверное, Николай Эрдман - мой автор, который открыл мне себя. И я очень счастлива такой встрече. Материал очень сильный.

Спектакль «Самоубийца» - это история человеческого выбора и решения, о том, что происходит с людьми сейчас, в современном мире. Николай Эрдман написал свою одноименную пьесу в трудный для страны период в 1928 году, тогда поставить ее запретили и Мейерхольду, и Станиславскому. Произведение получилось циничное с отменным чувством юмора и многозначительным подтекстом. «В моей смерти никого не винить» - это неправильно составленная предсмертная записка, стреляться нужно за идею, гибнуть нужно за правду.

Режиссер сгладила политический аспект пьесы, не стала создавать карикатурные образы, она отобразила на сцене свое современное видение человеческой психологии.

- Возможно, тут аукнулся Мейерхольд немножко, так как Эрдман тесно с ним работал, - продолжает режиссер, - но мы просто шли по пути обычного разбора русской психологической школы, что немножко утрированно. Именно от разбора наших внутренних задач и действий родились вот такие классические решения. Мы разбирали вопросы, такие как, что мы хотим, как мы хотим? Куда движемся и каковы наши сверхзадачи со сквозными действиями, как говорил Станиславский.

На сцене разворачивается драма маленького человека, который неожиданно для себя оказывается втянутым в круг чужих интересов. Безработный Подсекальников, существующий в этой жизни за счет жены, хотел только одного - научиться играть на трубе и доесть ливерную колбасу. Мечта трогательная, но неосуществимая. В порыве безысходности и невыносимости такой жизни Подсекальников обещает покончить с собой. Заявив сгоряча, что застрелится, он тем самым запускает механизм политической борьбы. Со всех сторон его начинают учить, как правильно нужно умереть и за что именно. За веру, за любовь, за русскую интеллигенцию. Олег Кузнецов гениально сыграл роль главного героя, впечатлительного Подсекальникова.

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.35..jpg

- Такой материал нестандартный и сам предлагает какие-то узнаваемые, так сказать, гоголевские образы, - говорит Олег Кузнецов, - поэтому мы решили проявлять этот карикатуризм во всем. При работе приходилось подключать какие-то внутренние струны, так как жанр спектакля психологическая драма. Поэтому есть некая дистанция между персонажем и актёром. И вот эту дистанцию нужно уловить. Это бытовая трагедия, и если посмотреть на нее со стороны, то будет и смешно и грустно одновременно. На фоне каких-то более серьезных вещей, конечно. Мой персонаж, ощущая близость к смерти, сильнее хочет жить.

- Главный герой, конечно, не хочет себя убивать, – подтверждает слова Олега Кузнецова режиссер Екатерина Дубакина. - Я думаю, что он, как и многие из нас, не хочет брать ответственность за свою жизнь на себя. И вот в этих обстоятельствах мы все можем оказаться в разных ситуациях. Но героем для меня он становится только в финале. Персонаж Подсекальников, как и все герои этой пьесы, актуален и в наше время. Ведь одной из важных тем этой пьесы является именно это нежелание людей брать ответственность за свою жизнь. У этих людей виноваты все вокруг, но только не он сам. «Моя жизнь не в моих руках, так вот сложились обстоятельства», - говорят они. И каждый по-своему идет по выбранному пути. Наш герой делает свой выбор в финале. А есть еще такие персонажи, которых нет на сцене. Они лишь подразумеваются. Но это уже вопрос к нашему финальному решению, когда происходит самоубийство другого персонажа.

Так почему же такая печальная концовка, если сюжет развивался на протяжении всего спектакля эксцентрично? Почему нельзя было завершить его так же иронично и легко?

- Автор сам взял серьезную тему, несмотря на то, что он филигранный сатирик, эксцентрик, – отвечает на вопрос Екатерина, - Николай Эрдман очень мудрый и глубокий человек, который все же решил скрыть смысл истории. Мы смеемся, потому что вроде ничего трагичного не происходит, просто недоразумение, но в финале происходит осознание, что все это сказано про нашу жизнь... Это про сегодняшний день, а не про каких-то забавных людей, которые странно двигаются на сцене. Мне кажется, все в жизни имеет и трагическую сторону и смешную. Именно в этом многообразии и объем.

На весах этой истории с одной стороны находится человеческая жизнь, а с другой - идеи и амбиции. Правильно ли то, что люди пытаются свои идеи реализовать через смерть другого человека? Это сложный вопрос и, к сожалению, он имеет место в современной жизни.

- В спектакле, конечно, показана метафора, что люди буквально предлагают герою умереть, но на самом деле в жизни происходит по-другому, - соглашается Екатерина, - чаще предлагают умереть ментально за какую-либо идею и за какие-нибудь идеалы. Всегда найдутся те, которые знают, что с вашей жизнью делать.

Сценография спектакля простая. Минимум декораций и реквизита - на сцене выстроены рядком стеклянные банки разного калибра. Символизм синдрома «человека в футляре» налицо. Подсекальников стремится оградиться от внешнего мира. Спрятавшись в стеклянной банке, он самостоятельно лишает себя свободы выбора. Но, когда нависает угроза его утомительной и бестолковой жизни, несостоявшийся самоубийца восстает против своих диктаторов. «Я хочу жить» - говорит он.

- В процессе работы над спектаклем я сделала много творческих открытий, - признается Екатерина, - человеческих и профессиональных. Я поражена артистами нашего театра, их энтузиазмом. Мы ведь делали самостоятельную работу, у нас не было денег, никто не ждал нас с распростертыми руками. И уже потом, когда мы показали начало работы, нам сказали, продолжайте. В этом смысле было много открытий. Ты берешь пьесу, которая тебя цепляет изначально, и ты не знаешь даже почему. И мне кажется, что во мне эта пьеса была изначально, до того, как я ее прочла.

Текст: Наталья Коновалова

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.02..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.03..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.04..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.05..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.07..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.10..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.11..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.12..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.13..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.15..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.16..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.17..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.18..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.19..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.22..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.24..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.25..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.26..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.27..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.28..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.30..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.33..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.31..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.34..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.37..jpg

Самоубийца. Малая Бронная. 27.03.18.38..jpg

О других театральных премьерах - в моём блоге на ЯМОСКВЕ: http://www.yamoskva.com/