Спектакль «Небесный гость» Московского театра русской драмы

Вале 11 лет, и она уже выросла из совсем детских спектаклей. Я рада, что и на этот возраст можно найти спектакли в московских театрах, хотя их и не так много.

Мы с Валей сходили на спектакль «Небесный гость» Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Это наш второй спектакль этого театра. Я уже читала отзывы об этом спектакле и аннотацию на сайте театра, и мне захотелось посмотреть его самой и показать дочке. Спектакль проходил в Театрально-концертном зале Российской Государственной Детской Библиотеки (ст. метро «Октябрьская», Калужская пл., д. 1).

«Небесный гость» – спектакль о том, как воспитывались дети городского сословия в православной русской семье конца 19 века. Спектакль этот не развлекательный, а заставляющий задумываться, осмысливать поступки героев, примерять их на себя. Хотя герои отделены от нас большим временным пространством, темы спектакля вечные – дружба, честность, предательство, нравственный поиск, вера. Без этих вопросов немыслимы духовные поиски взрослого человека, но и для детей они так же актуальны.

Семья, которую мы видим в спектакле – это родители и дети. Мнение и авторитет отца семьи является главенствующим. Но роли взрослых находятся на втором плане, их характеры даны набросками, так как роли детей важнее в этом спектакле. Детей в семье шесть – Маша, Коля, Володя, Вера, Надя, Люба, все с небольшой разницей в возрасте. К ним в гости по очереди приезжают их двоюродные сестры – Ксюша и Катя – вместе со своей мамой. Дети любят родителей, но иногда не слушаются их, дружат и ссорятся, испытывают симпатию и разочарование, радуются угощениям на праздничном столе и огорчаются, что все угощения отданы зашедшим нищим, просящим подаяние.

Действие спектакля происходит на фоне православных праздников (Рождества Христова, Благовещения и Пасхи), а также Великого поста. В спектакле особую роль занимают молитвы. Это и ежедневные семейные молитвы, вплетенные в сюжет, и молитвы, которые играют роль гласа Божьего во время Великого поста.

Вера в Бога у каждого из героев спектакля своя. Одно из событий – вера Володи в то, что Господь исполнит то, о чем его попросишь, если сильно, от всего сердца в это верить. И он попросил Господа о том, чтобы тот пришел к ним в гости на Рождество. А когда Володя обсуждает со своей семьей это желание, оказывается, не все верят в то, что оно исполнится.

Другое событие – Коле так хотелось посмотреть на украшенную к празднику комнату, в которую родители пока запретили входить, что он, несмотря на запрет, вошел и … разбил икону. Как выйти из положения? Признаться страшно. Коля просит совета у брата Володи, с которым особенно близок. Володя, с одной стороны, осуждает брата за его непослушание, особенно в связи с тем, что этот проступок может помешать исполниться Володиному желанию увидеть Господа в гостях на Рождество. А с другой стороны, он хочет помочь брату и придумывает склеить икону, пока родителей нет дома. Но дальше всё стало еще сложнее.

А еще на некоторое время к ним приезжает жить Катя – их двоюродная сестра, замкнутая девочка, которая дичится обычных людей. А дети не понимают и не принимают ее, устраивая по-своему заговор против нее.

Эти и другие события развиваются и показывают характеры всех детей. Всё приводит к тому, что происходит воспитание их душ, иногда с участием родителей, а иногда они сами понимают, как нужно поступить: в одном случае простить, в другом поговорить и понять, в третьем не пожалеть самых лучших угощений, отданных нищим. Порой это показано немного наивно, но детям, мне кажется, именно такая игра более понятна.

Несмотря на все серьезные темы спектакля, в нем достаточно места и для юмора. Иногда рассуждения кого-то из детей вызывают улыбку или даже смех. А самый веселый персонаж спектакля – молоденькая горничная Луша, по-своему переживающая за каждого из детей, за порядок в доме.

Вале спектакль очень понравился, и я довольна, что мы посмотрели его.

А еще я хочу обратить внимание на такую особенность этого театра. Московский театр русской драмы – театр театральных династий. Кроме династии руководства театра – Михаила Григорьевича Щепенко и Тамары Сергеевны Басниной, дети (Юлия Аверина, Дмитрий Щепенко) и внуки которых играют на сцене, в театре много и других театральных фамилий. Особенно это прослеживается в детских спектаклях, где одна и та же фамилия может повторяться несколько раз. То есть в каждой из этих театральных семей много детей, почти все из которых уже играют на сцене. В спектакле, который смотрели мы, играли Василисса Савченко (роль Маши), Сережа Савченко (роль Володи), Тася Савченко (роль Нади), Вася Савченко (роль одного из нищих детей) - дети актера театра Алексея Савченко, отца семерых детей. Другие дети, игравшие в спектакле, который смотрели мы – Артемий Гаврилов (роль Коли), Виталина Тимашенко (роль Веры), Павла Иванова (роль Любы), Саша Гросеван (роль Ксюши), Маша Бокова (роль Катюши), Гриша Филимонов (роль еще одного нищего ребенка).

Валя, уже посмотревшая спектакль «Бенгальские огни» этого театра, была рада увидеть и узнать актеров, которые играют в обоих этих спектаклях.

Юлия Аверина (Щепенко) не только играет на сцене, но и пишет пьесы для театра. Именно по ее пьесе и поставлен спектакль «Небесный гость». Режиссеры спектакля Дмитрий Поляков, Юлия Щепенко.

Ссылки на сайт и страницы Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко в социальных сетях:
http://www.rus-drama.ru
https://www.facebook.com/mosrusdrama
https://vk.com/club607013
https://ok.ru/teatrrussdrama
http://instagram.com/rusdramtheatre

Спасибо Наталье pamsik и сообществу московских блоггеров moskva_lublu за приглашение.