«Череп из Коннемары» в Театре Джигарханяна

Типичная ирландщина может быть и такой, как в спектакле «Череп из Коннемара». Вот, к примеру, два ирландца пьют виски и дробят черепа, только что выкопанные на церковном кладбище, чтобы освободить место для новых покойников.

Мартин: Мой брат тебе никогда не рассказывал о пьянице из Солтхилл, тот прилег на пол вздремнуть, и, думаешь, куда голову положил? В горшок с мочой. Он утонул. В моче. Каково?
Мик: В моче, значит?
Мартин: Утонул в моче. Ну и конец, правда?
Мик: А моча была его собственная?
Мартин: Не знаю, его или нет. И мне плевать. Утонул в моче и все, вот что я хотел сказать.
Мик: Э, нет. Это очень важный факт. Твой брат первым бы со мной согласился.
Мартин: Теперь я припоминаю, что брат хотел начать расследование этого дела, но ему не позволили. Но я не знаю, чья это была моча, и вызвала ли она подозрения... Что до меня, то я бы предпочел утонуть в собственной моче. Хотя, лучше бы вообще не тонуть!
Мик: У меня три моих дяди захлебнулись блевотиной.
Мартин: Ну, здесь говорить не о чем. Кто не захлебывался?
Мик: Я говорю, три дядюшки!


Сценическое пространство в этом спектакле должно быть поделено на дом могильщика и церковное кладбище. На Малой сцене Театра под руководством Армена Джигарханяна решили эту задачу за счет архитектуры зала — без занавесов и перегородок. По центру — жилище могильщика Мика Дауда, слева — место его работы, которое выхватывается прожекторами по необходимости действия.

Что до действующих лиц, то здесь тот случай, когда не поставишь себя на их место: они постоянно пьют виски, придают огромное значение воспоминаниям, даже если тем лет 15–25, и всерьез верят слухам. Когда кто-то что-то предъявляет собеседнику, то тот поартачившись немного, обычно перестает отрицать. Таким образом, существование героев довольно фантастично, не настолько как в романе «Сто лет одиночества», но все же.

Режиссер Сергей Виноградов воплотил завершающую часть трилогии ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Главный герой – могильщик. Спустя семь лет он привлечен к извлечению останков своей любимой жены, погибшей при неясных обстоятельствах. Для обывателей городка он остается единственным подозреваемым…

Моей спутнице весьма понравилось, мне самому — на четверочку. Потому что нет у этой пьесы конца, в смысле нельзя сочинить внятный спойлер о том, чем же всё закончилось.