"На дне" в театре на Юго-Западе

  Пьесу М.Горького "На дне" мы изучали в школе. Ну понятно как изучали, проходили, в основном мимо. Даже я, которая любила литературу, много читала, прошла мимо. Не зацепило. Может тому виной схоластический разбор по школьной программе? А может зря меня мама не отвела в Театр на Юго-Западе в то время? Хотя этот спектакль был поставлен года на  4 позже моего школьного прочтения пьесы. Не знаю, изучают ли нынешние школьники Горького, и "На дне" в частности, но в любом случае им повезло (школьникам Москвы). Есть Театр на Юго-Западе, есть светлый, пронизанный любовью к человеку спектакль, поставленный Валерием Романовичем Беляковичем.

Знаете, я очень люблю всех актеров Юго-Запада, знаю их, их роли. И всегда нахожу в каждом герое что-то характерное от личности актера. Так вот в "На дне" я видела не Алексея Ванина, не Александра Наумова, не Валерия Афанасьева, не Максима Лакомкина и других не менее любимых, а работягу Клеща, вора Ваську Пепла,шулера Сатина, Актера...Именно их, обитателей ночлежного дома Костылева. Как будто не на сцене все это происходило, а там..в прошлом веке..Где блаженная Настя(Галина Галкина) бьёт себя в грудь с утверждениями, что любовь была и будет, где она вечно ругается с Бароном (Евгений Бакалов), где словоблудит как камешки во рту перекатывает Бубнов ( Олег Задорин).. И над всей этой кипучей жизни "на дне" стоят Костылевы, властные и ничуть не сомневающиеся в своей силе, будь-то попрание закона или любви.

  Я пишу светлый спектакль, хотя пьеса Горького всегда мне представлялась чем-то мрачным и скучным. На Юго-Западе по-другому. Да, мы видим на сцене ночлежный дом с постояльцами, которых согнала жизнь в этот подвал, которые бесцельно говорят разговоры,пролеживают свои койки-нары.. Но в их разговорах столько мечт. О любви (Настя), о прежней беспечной жизни (Барон), о работе (Клещ и Актер)...Несбывшихся мечт. А свет все равно есть, он в их лицах, да еще подчеркнутый белыми одеждами героев, лучами рамп-этакий рассеянный и приглушенный. И видим мы не только опустившихся нищих без работы, без семьи и дома, а именно людей-рассуждающих, спорящих, но без надежды. Пока не появляется странник Лука. Этакий перекати-поле, ласковый, незлобивый, любящий поучать и надежду-то дать. Своими речами заставляет верить, что не все потеряно, что надо верить..Да вот только кому? Во что? А это вот Лука и не говорит..Зато говорит так, что ему верят герои пьесы. И Васька Пепел, и Актер.. И что? В кульминационный момент  Васька убивает хозяина ночлежки и попадает в тюрьму, его невеста избита и изуродована, все надежды насмарку, а как же вера? А вероучитель ..исчез. Вот был и нет.. Но надежду-то он зародил в душах героев. И даже циничный Сатин с воодушевлением говорит знаменитую речь о человеке, который звучит гордо. Как этот монолог прочел Валерий Афанасьев! Вот , несмотря на несостыковочки с верой от Луки, все равно веришь и воодушевляешься от этих слов. Ведь появление Луки как катализатор разбередило души этих людей. Они проснулись, стали говорить об уважении, пусть ненадолго, но появилась вера в собственные силы. И что Актер может бросить пить и вспомнить слова поэмы (ох, как играл Максим Лакомкин этот момент, когда он забыл слова..невозможно), а Васька может уехать с Наташей в Сибирь и там честно работать, и Сатин может честным работником быть, может. Ведь главное найти силы поднять голову, стать Человеком. Да, чуда не произошло. Жизнь расставила всё на свои места, но этот миг был! Забитые и падшие духом воспряли! Под грязью среди отребьев мы увидели Человека.



"Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон!"
Мне хочется отметить каждого артиста, занятого в этом спектакле, вы настолько искренни, настолько реалистичны и прекрасны. Спасибо огромное и поклон за него! Настолько сильный спектакль! Если честно, я плакала. Ещё раз спасибо!

Группы любимого театра в соцсетях : Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канал на Youtube
На спектакле была по приглашению сообщества moskva_lublu
Фото взяла с просторов Интернета.