Цветаева.Виктюк. Федра

Нет виновного. Все невинные.
О очес не жги, и волос не рви, –
Ибо Федриной роковой любви
– Бедной женщины к бедну дитятку –
Имя – ненависть Афродитина
Ко мне, за Наксоса разоренный сад...
Там, где мирт шумит, ее стоном полн,
Возведите им двуединый холм.


Трагедия "Федра". Марина Цветаева. Роман Виктюк. Дмитрий Бозин.
Именно в таком порядке.

Великая поэзия Марины Ивановны Цветаевой. Трагичная, причудливо изломанная она как бы повторяет судьбу поэтэссы своим надрывом. Ритмика апостофа Цветаевой восходит к древнегреческой поэзии, поэтому и Федра ее так органична.
Роман Григорьевич Виктюк очень бережно подошел к тексту, и по-моему,отлично передал именно древнегреческое мифологическое звучание. Это декламирование нараспев, слова-ритмы, ритмы-движения, движения-позы, позы-эмоции. Как написано на сайте театра и спектакля, "Мы пытаемся возродить забытую традицию «Серебряного века» русской сцены, традицию «Привала комедиантов» и «Старинного театра» Евреинова, с его имитацией разных форм театральности – от античности до постмодерна".

Прекрасен Дмитрий Бозин! Нет, он божественен в этой роли. Роль женская, хотя в театре Виктюка это неудивительно, но роль настолько трагическая, настолько по-женски страстна. Ведь страсть Федры к своему пасынку, прекрасному Ипполиту преступна, и Федра знает это, но влечет ее жар любви. Она молит, упрашивает снизойти женоненавистника Ипполита "На пол-звука, на пол-взгляда,
Четверть звука, отклик эха...
На лишь ока взгляд, лишь века
Взмах! Во имя Белопенной
Взглянь: ужель тебе ничем не
Ведома, и так уж ново
Все, ужель тебе ничто во
Мне... Глаза мои...
...Ждав – обуглилась!
Пока руки есть! Пока губы есть!
Будет – молчано! Будет – глядено!
Слово! Слово одно лишь!"
И в ответ-"Гадина!"
Федра Бозина насколько горделива как царица, настолько и уязвима как женщина-женщина нелюбящая, и женщина нелюбимая. Всё это сыграно невероятно. Порой забываешь, что видишь мужчину, а видишь страстную, влюблённую женщина. Игра с покрывалом, с бубном, жесты и движения, полные нетерпения, желания и безысходности.




Конечно фирменные обнаженные торсы, шаровары-юбки -они образуют танец дев и танец мужей, этакую канву повествования. И поэтическая игра Ипполита (Игорь Неведров) , няни/Судьбы(Иван Иванович) и Тезея (Александр Дзюба).





Кстати,очень понравился Александр Дзюба. Весь спектакль он создавал музыкальный фон, играя на ударных. И его пребывание на сцене в цивильном платье,по моему, символизирует наш, современный взгляд, отношение режиссера на античный миф, на произведение Цветаевой, к ее судьбе.. Проведена параллель- Федра/удавка, Марина Цветаева/удавка. Невозможность жить так, как предполагают обстоятельства. Невозможность жить...
"Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик."(предсмертная записка М.Цветаевой сыну)

Спектакль сложный. Честно признаюсь,что поначалу привыкала к ритму, к символике, к мужчинам на сцене. Спасал божественный Бозин.. А потом, потом я забыла об анализе, я просто дала себя вовлечь в пучину страсти этой несчастной женщины. Я переживала за Федру, наслаждалась красотой тел, музыкой и ритмом. Я хотела , чтобы наперекор истории, все было иначе, хотя федрина страсть преступна, но всё же..

Спасибо сообществу moskva_lublu за приглашение.
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, канал YouTube
Tags: