"На дне", театр на Юго-Западе

Все знают, что школьная обязаловка губит радость чтения на корню. А когда еще в качестве контрольного выстрела выступает учебник, поясняющий, что пролетарский писатель Максим Горький рассказывает нам про ужасы царизма и про ожидание революции, шанса выжить не остается совсем. Поэтому Горького я, конечно, как прилежная ученица, прочитала, но после школы никогда в руки не брала ни его книг, ни литературы о нем самом. Первое сомнение в его классовой ненависти к роскоши у меня зародилось, когда я увидела домик "скромного пролетарского писателя" на живописном берегу острова Капри. Это помогло мне повернуться к нему лицом и сходить в Малый театр, где несколько лет назад поставили его "Детей солнца". И вот тогда я увидела, что в его произведении нет никакой классовой вражды, что он никакой не пролетарский писатель, а поднимает вполне себе человеческие, вечные, темы. И по-другому уже посмотрела даже на такие знакомые строки: "Над седой равниной моря гордо реет буревестник..." А ведь это безумно красиво! То есть Горький - романтик.
Поэтому я очень обрадовалась, когда получила приглашение сообщества Москва-люблю посмотреть в театре на Юго-Западе спектакль "На дне". Да-да, из школьной программы.



Только вот помнила я из этой самой программы пару имен: Лука да Сатин. И всё, и больше никого, да и про них тоже ничего бы не смогла уже рассказать. Праведник Лука (А.Мамонтов) вносит в жизнь обитателей ночлежки надежду, но мне он показался каким-то ненастоящим, и когда кто-то из персонажей обратился к нему "Лукавый", я подумала, что это очень показательно.


Ибо говорит он вещи правильные ("нельзя обижать людей"), и вроде указывает путь отчаявшимся людям, но уж больно невнятный этот путь, не знает он сам толком, куда идти, и осветив начало пути надеждой, сам уходит в туман, буквально испаряется. Очень здорово это было в спектакле: вот был человек, а вот только облако пара там, где он стоял. И не приносит эта надежда никому ничего хорошего, напротив, становится хуже.
И монолог Сатина (В.Афанасьев), подхватившего мысль Луки, со своим "человек - это звучит гордо", на фоне всего происходящего звучит неубедительно.


Да, даже в этой ночлежке, где собрались люди опустившиеся и отчаявшиеся, они живут в общем обычной человеческой жизнью: любят, мечтают, пытаются работать, вырваться отсюда, вернуться к нормальной жизни. И даже их озлобленность понятна и человечна. И тем не менее человек не звучит там гордо, ибо отчаяние и озлобленность берут верх. И даже те персонажи, которые, казалось бы, более-менее благополучны, оказываются на дне. Одного убьют, вторая сойдет с ума, третий попадет в эту же ночлежку... Тяжелая вещь. И смотреть трудно. Но интересно. И сопереживаешь, и сочувствуешь этим людям, и надеешься вместе с ними. И теряешь надежду...
Больше всех жаль Актера (М.Лакомкин), молодой, красивый, талантливый, и поверил ведь Луке, и вот что из этого получилось...
А еще я все время останавливала взгляд на Клеще, как же замечательно играл его Алексей Ванин. Роль не слишком обширная, но сыгранная филигранно, он прямо жил там, на сцене. Браво.


Лично для меня стала подарком и сегодняшняя замена в актерском составе: играл Алексей Матошин, пусть небольшую роль, Алексея-сапожника, но его и в небольшой роли не заметить невозможно. Помню его еще по "Комнате Джованни", вынувшей у меня всю душу.
Но главным, центральным персонажем спектакля для меня был никто иной, как Васька Пепел, "вор и сын вора". И он поверил Луке, и для него не сбылась ни одна надежда. И вор он, да, и женщину любящую бросает, и все-таки переживаешь за него, желаешь, чтобы сложилось все, ведь могло бы... А все потому, что Александр Наумов играет его просто на разрыв аорты. Потрясающе играет, видишь перед собой именно персонаж, не актера ни разу. Очень понравился.


Вообще спектакль понравился. В статичном вроде бы пространстве ночлежки постоянно обозначено движение. Люди там ЖИВУТ. Реагируют на происходящее, то вдруг запляшут в отчаянии, то запоют. И я очень люблю вот это их движение, и этот фирменный свет, формирующий пространство на сцене даже больше, чем декорации. Полумрак ночлежки, контуры фигур, все это создает нужное настроение.
А вот музыка... Музыка в этот раз мне мешала. Нет, она прекрасна и очень хорошо подходит к постановке, я не об этом. Она мешала именно мне, потому что с начала и до конца спектакля постоянно звучала мелодия из моей любимой "Казни", и я каждый раз вздрагивала и выпадала из действия, тоскуя о любимом спектакле. А уж когда Барон начал под неё вальсировать, сердце остановилось...
И подгадили впечатление тетеньки из первого ряда, почему-то решившие, что их желание сделать себе пару фоток на память важнее, чем желание зрительного зала прочувствовать финал. Они прямо во время финальных сцен включили свои телефоны и многократно пытались снять актеров (да и вообще весь спектакль в телефон влезали). Что-то у них не задалось, то вспышка выскочит, то еще что-то. И они, не парясь, снимали и снимали, а свет от телефонов прекрасно виден всем, кто сидит сзади, подъем рядов в театре очень хороший. Не знаю, почему их не удавили капельдинеры. Даже Валерий Афанасьев на поклонах укоризненно покачал им головой, ему больше всех досталось, они именно его фотографировать пытались, идиотки. Хотелось просто придушить, ну что за неуважение к окружающим. Причем это приглашенные тетеньки были.

В общем, если бы не они, то очень удачный поход в театр. Еще и фирменный десерт Юго-запада в буфете наконец попробовала, до этого ни разу не доставался )). Вкусно. Легкая творожная масса со свежими фруктами.
Кому интересно посмотреть больше информации, у театра есть странички в соцсетях: в Фейсбуке, в ВКонтакте, в Инстаграме и видео-канал на ЮТубе.