Песочница Райхельгауза

Не случайно такое название поста о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» театра «ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ». И отнюдь не вызвано это схожестью декорации и сценографии с детской площадкой, на которой, впрочем, и происходит взросление чуть менее чем у всех. Вызвана не только сходством с модной последнее время в детской психиатрии - песочной терапии, призванной на минуточку восстановить психоэмоциональный фон и помочь, при задержке психического развития, в социальной адаптации любого маленького чуда, вступающего во взрослую жизнь. При этом действие спектакля имеет абсолютное сходство с экзерсисом Карла Юнга - Миша Питунин, строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания.

(5).jpg

Скажете, что эти слова не о спектакле, непременно ошибетесь. Маленький человек - так описал образ героя автор пьесы Михаил Хейфец – “...живет простой русский человек, живет, как все сегодня - без какой-бы то ни было национальной идеи, как большинство того народа, о котором Пушкин сказал, что он безмолвствует”. Режиссёр помещает этого человечка как бы в аквариум, где вместо стен увеличительные стёкла, точнее в песочницу, в которой перед зрителем проносится вся жизнь нашего героя.

(10).jpg

Спектакль о судьбе человека и судьбе страны, в то время, которое сейчас принято называть «лихие 90-е». Метафизический смысл сюжета в поиске смысла жизни героем, Героем с большой буквы, ведь не случайны его мысли о трансформации времени и простое юношеское желание в героическом поступке, да каком - спасти самого Пушкина. Изменить историю не только свою, а всего государства.

(1).jpg

Песочница Райхельгауза — это волшебное место антивируса, в которой зараженные объекты, связанные в выборе действия, ожидают своей участи.
Так я увидел этот спектакль. Но это всё мишура, мишура, прикрывающая нечто более важное и глубокое. Этот спектакль, эта пьеса, о взрослении души.
Пушкин один из определяющих столпов культурного кода, русскости. Наше все.
Именно словами Пушкина м ы изъясняемся в любви, фразами и речевыми оборотами, придуманными за два века до наших дней, мы строим диалоги, пишем деловые письма и с ужимками коверкаем их заимствованными словами.

(4).jpg

Когда нам как никогда легко объяснить, как ни одном другом языке кратко красиво лаконично любую жизненную ситуация. от гибели отдельно взятой цивилизации до сломанного ногтя, мы боясь быть понятыми и услышанными насыщаем свою речь а вслед за речью мысли и всю жизнь заимствованными и порой многозначными и односложными фразами.

(6).jpg

Так и герой нашего романа, попадая в примитивный мир, находит спасение в пушкинизме и настолько красиво и неявно обыгрывается этот культурный, этот национальный, этот жизнеопределяющий код, что порой непонятно что в просторечивом языке делают вкрапления стихов и цитат Пушкина. Как хитро и неявно режиссер расставляет на них акценты. Порой они обрывают ехидные смешки и неуемное веселье над анекдотичными сценами из жизни Миши Питунина и возвращают зрителей в череду осмысленных сюжетов, да именно осмысленных, потому что после смеха всегда в этом спектакле приходит осмысление, осознание того культурного кода. который порожден Пушкиным. Возрождает национальную идею. и убивает главного героя.

(9).jpg

Еще раз повторюсь про Героя с большой буквы, потому как момент истины для него наступает в момент перелома истории, где на сцену возвращается героизм, честь, благородство и маленький человек, хранит в себе частичку великой России частичку Пушкина. Его подвиг преодоления себя в сравним с подвигом декабристов.

(7).jpg

Обилие юмора, порой вызывает тошноту, тошноту осознания, что смеяться приходится над собой, над пережитым всей страной и каждым в отдельности.
А ещё хочу добавить, что на этот спектакль стоило пойти хотя бы ради актерского состава. Александр Овчинников, Иван Мамонов, Николай Голубев, Татьяна Циренина, Даниэлла Селицка. Зная со слов автора пьесы, что это пьеса монолог от первого лица все действующие лица и исполнители смотрятся в пространстве спектакля абсолютно органично и естественно. На спектакле смеешься до слез и искренне кричишь "БРАВО"!!!

(8).jpg

Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube