Страсти по Фрейду

9 февраля, благодаря сообществу Москва-люблю, я был на открытие выставки "Страсти по Фрейду".
Для публики выставка открылась днем позже и продлится до последнего дня мая.



С помощью психоанализа, как это делал Фрейд, исследуются работы великих художников. Здесь и соблазнительная невинность, и хладнокровное насилие, и как это не парадоксально - ужас рождения и радость смерти.
Мультимедийное шоу - соединенные современная музыка и классические полотна открывают собственные бессознательные желания.



"Через призму человеческого тела рассказывается о тех высоких чувствах и низких желаниях, которые присущи каждому человеку", Тут бы я с авторами выставки не согласился. Все из возможных рассматриваемых мотивов, чувств и желаний не могут быть ни низкими, ни высокими. Они целеполагание, они жизнеопределение. Отсюда и рождается страх перед неизведанным неизвестностью. Отсюда и рождается библейский страх перед Богом, перед необъяснимым.



Неожиданным, но при этом очень естественным стало вплетение в шоу закадрового текста, состоящего из отрывков различных произведений Игоря Яркевича.Хотя по большому счету, текст не привязан ни к Фрейду ни к выставке.

При входе на выставку висит большой желтый плакат, на котором крупными буквами написано: ТАКЖЕ УЧТИТЕ, ЧТО МЫ ВАС ПРЕДУПРЕДИЛИ.
О чем же предупреждают посетителей "Страстей..."
О том, что "сигара это просто сигара", а "огурец иногда просто огурец", а также о том, что все, что вы увидите в залах, представляет собой фантазию и не может быть воспринято всерьез.
Правда, висит этот плакат скорее на выходе, нежели на входе. Во всяком случае, обращаешь на него внимание, покидая залы выставки. Возможно это тоже "по Фрейду".



Мне, если честно, показалось что Фрейда как такового, на выставке вообще нет.
Для меня Фрейд это скорее подход, способ осмысления любой жизненной ситуации с попыткой найти ключ к ее решению и восприятие Фрейда в буквальном выражении не менее глупо, чем искать правды в спорах Фрейда и Юнга.
Фрейд попытался показать метод через который возможно получить осознание тех или иных поступков, того или иного действия, движущих сил и методов воздействия на корни, глубинные причины этих действий. Пусть и общепринятые, общепризнанные. Воспринимать психологические выкладки Фрейда, только основываясь на том, что западает в голову, попадается на глаза неправильно.



Фрейда нельзя воспринимать буквально. На ярких примерах он показывал способ идти от общего к частному, от частного к общему. Фрейд в большинстве случаев ассоциируется с сексуальностью, сексом. Однако как движущую силу Фрейд не исключал любовь, голод, страх.

Очень креативной мне показалась интерактивная фотозона на входе. Здесь, каждый желающий, может "стать" частью выставки, которая оказалась более захватывающей чем рекламный ролик, сообщение в мессенджере или в ФБ. Последнее время прослеживается тенденция к упрощению, уплощению. Нам все показывается так, что бы сразу все было понятно, что бы любой из воспринимаемых сюжетов не заслуживал долгого процесса осмысления. Все понимают, что многим и на работе приходится перегружать свои мозги и куда уж там Достоевский, если он не укладывается в рамки производимого тобой продукта.



Выставка, на несколько шагов танго, воспринимается целостно и можно пробежать ее за пять минут, застряв на полчаса в мультимедийной зоне или потратить столько свободного времени, сколько определила для тебя жизненная ситуация. Но ты все равно увидишь то, что готово воспринять твое сознание, и придешь в выставочное пространство снова...

Сайт центра дизайна Artplay, официальный сайт проекта, группу дизайн-центра ArtPlay в ВКонтакте

Отдельная благодарность Анне Русских за придание мыслям формы и переложения их на the paper.

Мой инстаграмм
Мой Фейсбук