«АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции»

Стыдно признаться, я много раз ходила мимо этого мрачноватого здания на Воздвиженке, но даже не подозревала, что у него внутри - музей архитектуры. Потому как никогда не замечала скромную табличку рядом с неприметной дверью. Наверняка, вы так же, как и я тыщу раз проходили мимо. Так вот, это надо срочно исправлять. Сейчас расскажу почему.

Неделю назад,  благодаря популярному в узких кругах проводнику в мир искусства moskva_lublu,  мне повезло оказаться на экскурсии Елизаветы Лихачевой, которая не только "молода и хороша собой" (c), но еще и директор музея архитектуры им. А.В.Щусева, а также, что самое главное - совершенно прекрасный рассказчик с отличным кругозором, чувством юмора и вообще, как мне показалось, она из тех удивительных женщин, которые тебе и про нюансы барочной архитектуры, и коня на скаку, если надо. Я была восхищена, да.  Экскурсия же была не просто интересной, она была СТРАШНО ИНТЕРЕСНОЙ. Выставка вот эта:

Категорически рекомендую приходить именно на экскурсию, потому что без нее музей - это просто собрание чертежей, макетов и карт. А вот те же самые экспонаты с комментариями - это просто настоящий праздник идей, искусства, философии и городских проектов. Мы провели в музее два с лишним часа, а любопытного там хватило бы еще как минимум на три.

Дальше, собственно, про выставку и авангард. Большая часть фотографий утащена мной из  Фейсбука музея, т,к. красный фон экспонатов дает очень странные фотографии.

В России авангард был прежде всего ответом на вызов - надо было как-то организовывать жизнь в рамках новых городских условий.  Архитектурный авангард родился одновременно с новаторскими художественными явлениями 1920-х годов, вместе с супрематизмом Малевича, стихами Маяковского и постановками Мейерхольда. При этом нашей стране повезло в том смысле, что для нового искусства сложились исключительно благоприятные условия. В общем-то можно сказать, что существовал социальный заказ - новая страна нуждалась в масштабном обновлении всего и вся.  Например, тому же Ле Корбузье в Париже было куда сложнее - ему приходилось убеждать буржуа в том, что пришло время строить по-новому. Ведь задачей бульваров Османа в первую очередь было обеспечение пространства для городского транспорта, а уже потом эстетические цели.

Важный момент - авангард не несет в себе идеологии. Вот. например, проект института библиотековедения им. Ленина на Воробьевых горах (И.Леонидов, 1927 г.) :


Шар - аудитория на 4000 человек перекрытая стеклянным куполом - выполняет роль центра композиции, и стоит на одной опорной точке, на ажурном металлическом постаменте. Изнутри он мог быть разделен на сектора движущимися перегородками, что давало возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран превращала прозрачный купол аудитории-шара в планетарий - научный оптический театр.
Рядом с шаром - вертикальный параллелепипед книгохранилища со стеклянными фасадами. Книги подавались читателю и возвращались в книгохранилище по горизонтальным и вертикальным конвейерным системам.


И причем тут Ленин, спросите вы. Вот именно. Не причем. Именно эта проблема в 1934 и остановила развитие данного стиля в СССР. Авангардистов обвинили в буржуазности. Уж слишком нейтральными оказались созданные проекты, а стране нужна была архитектура, подчеркивающая ее идеологию. Что логично и правильно, в общем-то. И как бы не был интересен авангард - он с этой задачей не справился.

Впрочем, это будет после, а начало - совершенно потрясающе. Вот смотрите, ниже проекты орбитальных городов Крутикова:
Кажется - чистая фантастика, однако же на деле это вовсе не была фантазия из любви к искусству. В основе (я была поражена) лежали идеи  русского космизма, а именно - продления человеческой жизни и возможного воскрешения людей. Ведь если люди будут жить долго, и к тому же земля пополнится умершими, то надо будет где-то всем обитать, а значит, в какой-то момент (и тогда, в 20е-30е казалось, что уже скоро) человечеству придется осваивать пространства за пределами земли.

В том же зале представлены эскизы и рисунки Ивана Леонидова к работе всей его жизни под названием "Город солнца". Название отсылает к одноименной книге Кампанеллы, которая легла в основу философской работы Леонидова. Но здесь в паре слов не расскажешь, это надо смотреть и разбирать отдельно и подробно. Например, вот это странное сооружение ниже - памятник последнему солдату, погибшему в последней войне.

Но, конечно же, авангардисты не ограничивались проектами городов будущего, они строили их в настоящем. Именно в это время появляются идеи городов-спутников. Скажем, Москву с учетом розы ветров планировалось ориентировать по оси Москва-Питер, причем на юго-западе должны были располагаться жилые дома, а на востоке - производства. Сами схемы представлены на выставке, их лучше смотреть на месте.
По ходу рассматривания проектов обнаружилось много неожиданного. Например, вы знали, что Леонидовский проект клуба для  Артека - это почти копия виллы Фарнезе (16 век), а  проект современного поселка при Горьковском заводе (современного на момент 30-х годов) напоминает строгую планировку римского города с его квадратами улиц (были в Помпеях? вот именно такого).

Второй зал посвящен ПРИСУТСТВИЮ в смысле старого русского слова для обозначения рабочего помещения. Основной постулат рационализма - архитектура, это искусство, имеющее дело с пространством. И вот еще один проект, который выполнен вполне в духе современности:

Это проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади. Мы видим соединение небоскребов разных форм (что ныне реализовано, например, в Сити), что впервые придумал Леонидов. Но только здесь, это, на минуточку, 1934 год.
Проект, как легко догадаться, не был реализован, в те годы еще не было технологий, позволяющих строить такие высокие здания из стекла (они же качаются, а значит - хрупкие). Впрочем, счастье, что не был. Потому что вот как планировалось застроить район Китай-города:

 Новое административное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров Москвы 1930-х годов. Для него был выделен большой участок в самом центре столицы в районе Китай-города на месте Верхних торговых рядов - здания ГУМа и расположенных за ним кварталов.  Из старых сооружений оставляли только стены Кремля, Большой театр (черное пятнышко вверху) и собор Василия Блаженного (многоугольник внизу).

А для Известий планировали совершенно прозрачный стеклянный небоскреб. Но в итоге победил тот проект, который и сейчас можно увидеть в натуральную величину на Пушкинской:
Кстати, наберите в гугле "гробница Еврисака". Найдете кое-что любопытное :)


Чем была хороша советская власть, так это заботой о досуге своих граждан. Следующий зал посвящен именно ему. Куда обычно шел человек после работы? В кабак. Пить, буйствовать и вообще. Кабаки решили заменить рабочими клубами.

Просвещение вместо пьянства. Шахматы, кино, книги, спорт.

Была придумана игра "Виктрис" - аналог шахмат, без короля и ферзя, зато с новыми фигурами - самолет, танк и пулемет.

А это  эскизы фигур для новых шахмат. Очень стильные, на мой взгляд. Хотя шахматы мне больше нравятся в их классическом варианте.

А какие интересные здания строили для рабочих клубов. Вот, например, клуб им. Русакова. Сейчас там театр Виктюка, куда стоит сходить в том числе и ради самого здания. Это просто вау!

архитектор Мельников, 1929 г.

Это клуб им. С.М. Зуева

архитектор Голосов, 1929 г.

Ну, и наконец, еще один зал посвящен ДОМУ. И, конечно, здесь можно увидеть проект здания Наркомфина, 1930 г., который и по сей день жив и относительно здоров (Новинский бульвар, 25).

Совершенно уникальный в своем роде проект, причем даже не столько в архитектурном, сколько в бытовом плане.  Смотрите. На дворе 30-е годы. Холодильника нет. Плита топится дровами. А еще стирка. Каково было бедным женщинам?  Так что идея освобождения от кухонного рабства - это прекрасно, по-моему.  Зачем тебе большая кухня, если ешь ты в столовой? Зачем просторная ванная, если стираешь белье в прачечной? Но если не нужна кухня и ванна, то квартира может быть меньше. И дешевле. И построить таких квартир можно больше. Отсюда все идеи обобществления бытовых удобств.

Как человек, который ненавидит готовку, я бы с удовольствием жила в доме со столовой. Не говоря уже о прачечной. Там ведь еще и погладят, и накрахмалят. Эх...

Постройка включает в себя два корпуса, жилой и коммунальный; их соединяет теплый переход, расположенный на уровне второго этажа. Жилой корпус – это горизонтально протяженное шестиэтажное здание, прореженное лентами окон. Около десятка типов квартир – ячеек – было рассчитано на 50 семей. В четырехэтажном коммунальном корпусе со стеклянной стеной располагались кухня, детский сад, механическая прачечная. Однако действовали не все помещения – столовая как общественное пространство почему-то не пользовалась успехом у жильцов.
Сказать, что мне понравилось, это ничего не сказать. Уточняйте день, когда экскурсию ведет Елизавета Лихачева, и мчитесь со всех ног. Это стоит того.

Огромное спасибо за приглашение лично  varezhkina_katy и сообществу  moskva_lublu.
Сайт Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева http://muar.ru/
Группы музея в соцсетях : Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и канал на YouTube.

И еще. Я тут пока писала про выставку, облазила прорву сайтов (потому что интересно же), и обнаружила, что Елизавета Лихачева читает свой авторский курс по архитектуре. Занятия проходят по субботам в 17:00 и продолжаются 3 часа. И кажется, я в кои-то веки точно знаю, какой подарок я хочу себе на день рождения :)