Мы живем под собою не чуя страны,...

Целую неделю я вынашивала отзыв на великолепный спектакль в Театре Романа Виктюка - Мандельштам. Почему? Потому что, я нахожусь в очень сложном положении. С одной стороны, мне очень хочется рассказать Вам как можно больше про этот спектакль, чтобы Вы захотели на него пойти, чтобы Вы прониклись им, так же как и я. С другой стороны, мне не хочется рассказывать много, хочется чтобы он для Вас остался загадкой. И именно просмотр спектакля вызвал у Вас сильнейшие эмоции.

1516366348.jpg

Я не очень близко знакома с биографией великого русского поэта Осипа Мандельштама. Знаю лишь в общих чертах. И мне кажется, что это сделало для меня спектакль еще более сильным.

С первого взгляда все крутится вокруг одного единственного стихотворения, написанного Мандельштамом в ноябре 1933 года, и предрешившего судьбу поэта.

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, -
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ --
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него -- то малина
И широкая грудь осетина.



Мы видим основные этапы в жизни поэта, после написания этого стихотворения. Как за ним пришли, сослали, попытку самоубийства, возвращение, опять ссылка и смерть. Но в спектакле все гораздо глубже. Речь идет не только об Осипе Мандельштаме. Речь идет и о других поэтах и об их отношениях с властью и о самой власти.

Сложно описать словами, то что происходит на сцене. Как тонко поставлен спектакль. Как каждое движение, каждый жест и каждое молчание актеров имеет смысл. Движение актеров по сцене... Первые пол часа ты не понимаешь, что это? зачем? почему? А потом уже не можешь оторвать взгляд от того, как они синхронно встают, шагают или садятся.

мандельштамп.jpg

Каждый элемент декораций играет свою роль. Плакаты, которые поднимаются и падают, словно живут своей жизнью. Неопозноваемые, мягкие фигуры странных людей, которые появляются и исчезают, словно хотят что-то нам сказать. Табуретки, которые то возносят актеров, то опускают их вниз. И самое главное - распятие, находящиеся позади сцены. Оно, то освещено прожектором, то находится в темноте, то поднимается под потолок, то опускается до земли. У него своя роль. Какая? Каждый определяет для себя сам.

А игра актеров - неподражаема! Великолепна! Потрясающа! Подойдут любые восторженные эпитеты.

ce45ae4bbcc9ff575a2c9fafa870438a.jpg

Диалоги Сталина или просто вождя с Пастернаком и Мандельштамом проникают в самое сердце. Они вызывают ненависть к вождю, страх перед его силой, понимание того, что никто никто не сможет ему противостоять и в тоже время уважение к поэтам, они пытаются ему противостоять, они его не бояться, они даже шутят!

Спектакль идет 2 часа без антракта и это тяжеловато, потому что с каждой минутой накал становится все сильнее, эмоции все ярче. Но так и надо. С антрактом сила воздействия была бы другой.

Подводя итог могу сказать, что спектакль не простой, для кого-то возможно будет тяжелым, но смотреть его надо обязательно!


За приглашение спасибо сообществу moskva_lublu, где Вы можете найти приглашения на самые интересные мероприятия столицы.
Все новости о театре Вы можете найти на его страницах в социальных сетях Вконтакте, Фейсбук, Инстаграмм и канал на Youtube.