"Всё о Золушке", Московский Театр Мюзикла, блогпоход

Музыка - Раймонд Паулс, переложение для театра группы СЛОТ
Либретто - Сергей Плотов по идее Дмитрия Быкова
Режиссер-постановщик - Олег Глушков
Сценография - Вадим Воля
Художник по костюмам - Ольга-Мария Тумакова

Не помню точно, что именно привлекло меня в этом мюзикле, когда он вышел. Имена Дмитрия Быкова и Раймонда Паулса на афише? А может быть, сама афиша, вызывающая ассоциации скорее с "Алисой в Стране Чудес" Тима Бёртона, чем со сказкой о Золушке?
Так или иначе, на "Всё о Золушке" мне хотелось попасть несколько лет. И вот наконец...
Прекрасная музыка Раймонда Паулса (этот спектакль с музыкальной точки зрения оказался на голову выше тех немногих отечественных мюзиклов, на которых я была), отменные голоса, чудное исполнение музыкальных номеров, красивые костюмы, танцы - все составляющие великолепного мюзикла.
... и на самом деле я не очень люблю мюзиклы за то, что часто этими составляющими они и ограничиваются. Шикарное шоу, но не более того.
"Все о Золушке" - приятное исключение.



У отечественного зрителя сказка о Золушке в первую очередь ассоциируется с советским фильмом с Яниной Жеймо в главной роли. Вышедший на экраны сразу после войны, этот фильм проникнут надеждой на светлое будущее, оптимизмом, верой в сказку - всем тем, что так требовалось в непростой послевоенной жизни.
И насколько та "Золушка" соответствовала своему времени, настолько "Всё о Золушке" отражает наше.

"А сказки - ложь. Дурацкий бред. И ни намёков, ни уроков в сказках нет!"

Разочарованность в жизни, местами доходящая до лёгкого цинизма. В чудеса здесь не особенно верит даже Золушка (за что на неё тут же обижаются мыши - мол, а говорящие мыши тебе не чудо?). Гротескная и даже страшноватая, несмотря на красочность, реальность, в которой вольготно себя чувствует разве что мачеха - пробивная бизнес-леди, у которой в прямом смысле длинные руки (изображаемые сопровождающим её повсюду ансамблем), и эти руки она способна запустить в чьи угодно дела, повернув их в свою пользу.



А помните добряка-лесничего, который и в сказке Шварца, и в фильме вызывал сочувствие и симпатию? Здесь мы испытаем к этому персонажу совсем иные чувства - да, в сюжете присутствует намёк на то, что его заколдовала жена-ведьма при помощи шарфа, которым она то душит мужа, то использует как поводок; и всё же мы понимаем: прятать голову в песок, уверять себя, что всё хорошо и правильно, когда всё очень, очень плохо - это, в общем-то, его сознательный выбор, и этот выбор превращает его в существо, больше напоминающее деревянную куклу, чем человека.
Король находится в депрессии - власть не принесла ему никакой радости, а вот первую и единственную любовь он потерял. Фея-крёстная - обиженная жизнью женщина, которая так долго лелеяла в себе обиду, что в конце концов эта обида стала ею. А бал - да уж, на королевский бал мы тоже взглянем без розовых очков и поймём, что, пожалуй, Золушке на балу делать и правда нечего.



А чудо всё-таки произойдёт! Разве одно то, что в этом мире остаются люди, способные искренне мечтать о любви - не чудо? И их любовь действительно преображает мир вокруг - пронимает даже охранников-вышибал, которым дан приказ прогнать Золушку от дворца.



И всё-таки счастливый финал не будет таким уж лёгким. И таким уж счастливым. Честно говоря, закрадывается даже мысль, что здесь автор либретто подыграл героям, чтобы не расстраивать зрителей.
Но верить надо именно в такой финал. В то, что любовь спасёт мир. В то, что все будут жить долго и счастливо и умрут в один день. (Рано или поздно умрут все, жизнерадостно напоминают нам перед самыми поклонами :)) Без этой веры нет смысла жить - надо уходить в другую сказку или превращаться в одного из безымянных гротескных персонажей на унылом королевском балу.

Конечно, "Всё о Золушке" - не детская сказочка, и несмотря на красующийся на афише рейтинг 6+, не стоит туда тащить ни трехлеток, ни шестилеток. И не то чтобы на сцене происходит что-то непонятное - просто... Сатира там совершенно взрослая, чтобы проникнуться иными номерами, требуется мало-мальский жизненный опыт, "сказочный" сюжет развивается медленно (настолько, что первое действие, пожалуй, получилось чересчур статичным), а пояснений по ходу действия потребуется много. Дети, конечно, разные бывают, но по мне, так это честные 12+ (собственно говоря, именно этот рейтинг и получил спектакль изначально).
Зато взрослые зрители точно получат море удовольствия - и не только от эффектного зрелища, но и от остроумного текста, который хочется разобрать на цитаты, и от количества отсылок к другим произведениям - от "Обыкновенного чуда" до "Летучей мыши" ("стрельба глазами" сводных сестёр Золушки). Да и "Золушка" Шварца время от время угадывается в чертах своей младшей сестры. Нынешняя злая мачеха тоже будет лелеять намерение поссориться с соседями - и аргументировать его как-то ужасно знакомо... Насколько злободневной была "Золушка" Шварца - настолько же порой попадает в цель "Всё о Золушке".
Это не просто сказка.
И - намёки и уроки в ней уж точно есть.

Огромное спасибо Московскому театру мюзикла и сообществу moskva_lublu в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!