Умер-шмумер... или еврейские анекдоты в Школе современной пьесы

Когда я шла на этот спектакль, то думала о том, что еврейский юмор в лице еврейских же анекдотов столь хорош, что даже если просто рассказывать их со сцены, уже будет замечательно. Однако то, что именно эту мысль разовьют в полноценный спектакль в ШСП, стало для меня в некотором смысле неожиданностью. Понимаете, в нем даже пауз практически нет :)

Итак, представьте себе уютный одесский дворик, где-то вдалеке шумит море, с балкончиков свисает белье.... посередине внезапно обнаруживается гроб. Не пустой. Внутри спит Хаим, который незамедлительно просыпается и тут же выдает хохму.  Нет, это вполне еще этот свет, но во-первых, на воздухе лучше спится, в во-вторых, как говорится, "пора начинать привыкать".

В гробу лежит бодрый Хаим. К гробу подходит Абрам и спрашивает Хаима:
– Что здесь происходит?
– Меня хоронят, – отвечает Хаим.
– Но ты же еще живой!
– А! Кого это здесь интересует?

Дворик постепенно просыпается, Берта Соломоновна (моя любимая Ольга Гусилетова) в халатике выходит на улицу... и понеслось :)

– Берта Соломоновна, вы не против сегодня поужинать вместе?
– С удовольствием, Абрам Ильич.
– Тогда у вас ровно в семь.

Балкончики постепенно заполняются обитателями дворика. Обсуждаются текущие дела, решаются философские вопросы, выясняются отношения.

– Рабинович, с твоей Софочкой спит весь город, и, чтобы к ней попасть, нужно занимать очередь. Брось ее, зачем тебе нужна такая жена!

– Ты понимаешь, если я ее брошу, то мне тоже нужно будет занимать очередь.


Рассказывают обо всем. О жизни, о любви, о деньгах, о врачах, о раввинах. Поют частушки на мотив "евреи-евреи, вокруг одни евреи!" Играют на скрипках трогающие за душе еврейские мелодии. И  несмотря ни на что, или вопреки всему - радуются жизни!

- Доктор, как зовут того немца, от которого я без ума ?
- Альцгеймер, Сара Моисеевна.

Внутри спектакля уместилось не меньше сотни анекдотов. Получилась настоящая энциклопедия еврейского юмора - позитивная и ироничная, причем часто самоироничная.

Еврей едет на велосипеде и качается.
– Мойша, ты же не умеешь кататься на велосипеде, откуда он у тебя?
– Я был у Розы. Мы пили чай, ели пирожные. Потом она мне сказала: «А теперь возьми самое дорогое, что у меня есть!» Я взял велосипед.

- Может по рюмочке коньяку?
- Почему бы и нет?
- Ну нет, так нет.


Что во всем этом прекрасно, и доставляет отдельное удовольствие, так это формулировки. Каждый раз, когда я слышу еврейский анекдот, поражаюсь, насколько точно и смешно сформулирована та или иная деталь. Как виртуозно складываются слова в потрясающие конструкции. И это какой-то совершенно свой язык, хотя и по-русски. Вот как это получается?

– Мойше, куда вы так бежите?
– Спешу исполнить свой супружеский долг.
– Так вы же живете в другую сторону!
– Туда я уже не донесу!


В одесском трамвае:
— Мужчина, покупайте таки билет! Или я буду делать вам стыдно всю дорогу.

Цитировать анекдоты можно бесконечно, но все-таки еще пару слов про спектакль. Несомненно, он смешной и позитивный. И смотреть его - чистое удовольствие. Но порой кажется, что в булке слишком много изюма :)  И еще не хватает пауз (между прочим, судя по реакции сидящих передо мной юношей, не все анекдоты доходили до них в отведенное время, порой они начинали смеяться только в середине следующего шедевра). Музыкальные вставки - прекрасны и очень уместны, в том числе и по настроению, однако хочется немного разбавить концентрат  просто текстом. И еще, перефразируя известный анекдот:
— Мужчина, вы забыли добавить сюжет!
— Но у меня в сценарии нет сюжета .
— Так идите я вам допишу!


Хотя вот знаете.... я понимаю, почему анекдотов так много, а текста так мало. Ну невозможно, просто дико тяжело оставить что-то за рамками спектакля. Хочется процитировать и этот, и тот, и еще вон тот, и обязательно про Софочку, и про Мойшу, и про Рабиновича, а еще ребе чуть не забыли, как можно, и про врача, и еще про Привоз бы надо, но не лезет уже никак...  В общем, вы таки понимаете :))


За прекрасное настроение и дивную подборку анекдотов огромное спасибо театру!  Я так думаю, что этот спектакль станет одной из его визитных карточек. Ну потому что пройти мимо такого просто нельзя.

И как всегда, пламенная благодарность сообществу moskva_lublu в лице Натальи  pamsik за внимание к премьерам и приглашение в мой любимый театр.

Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube