О Мольере.

Тема творца и власти очень важная тема. Можно ли выразить себя, быть честным, открытым в суждениях и в то же время быть в милости у властьпредержавших? Творить, не предавая себя? Этот вопрос волновал Михаила Булгакова, когда он писал своего "Мольера".
У этой пьесы трудная судьба. Как и все произведения Булгакова, пьеса подверглась цензуре., причем цензор был высочайший-Сталин. Были проведены многие корректировки, дабы избежать прямых аналогий с текущим режимом. Изменили название пьесы с "Мольера" на "Кабалу святош", чтобы провести прямую связь-кабала/тирания-церковь, попы.
Писались доносы "доброхотами". Одним из таких оказался небезызвестный Всеволод Вишневский, автор "Оптимистической трагедии". Его мерзкая кляуза в газете "Красная звезда", где он писал :"Зачем тратить силы, время на драму о Мольере, когда к вашим услугам подлинный Мольер. Или Булгаков перерос Мольера и дал новые качества, по-марксистски вскрыл «сплетения давних времен»?". В результате пьему отказался ставить БДТ в Ленинграде. А потом Булгаков вывел Вишневского в своем "Мастере". Помните кого винила Маргарита в "литературном убийстве" Мастера? Мстислав Лаврович, это он.

Да и первая постановка во МХАТе привела к уходу Булгакова из этого театра.Совершенно другая, извращенная трактовка пьесы со смещенными акцентами в угоду высочайшего цензора..И вслед слова классика "«Из Художественного театра я ушел. Мне тяжело работать там, где погубили «Мольера».."Кладбище моих пьес".
Произошел обратный ээфект.

Но "Мольер" все-таки успешная пьеса, ее ставили многие театры-тот же МХАТ в 80-х(с Ефремовым и Смоктуновским), БДТ (с Юрским и Басилашвили), Сатиры, Малый... Наконец, любимый Театр на Юго-Западе с Авиловым...Позже Валерий Белякович поставит ее и на сцене Театра им.Станиславского..
Сама я смотрела в свое время "Кабалу святош" во МХАТЕ, но впечатления смутные. Хотя саму пьесу запомнила. Да и люблю я Михаила Афанасьевича, а паче и история Франции времен Людовика мне не безразлична, поэтому с радостью приняла приглашение сообщества moskva_lublu на премьерный спектакль Центрального Академического Театра Российской Армии "Кабала святош".

Перед нами предстает небольшой и вобщем-то дружный театральный мир театра Жана-Батиста Мольера в Пале-Рояль. Конечно небольшие интриги и подколки, все как у всех) ..и усталый Мольер. Хотя..он влюблен в Аманду Бежар и должен порхать. Вот знаете, не почувствовала я влюбленности. Мольер предстает как бы на финише своих лет, хотя пьеса охватывает десять лет жизни драматурга и актера.
Мольер режиссера Бориса Морозова и актера Андрея Егорова усталый Мольер, повторюсь. У него проблемы..с первой "гражданской" женой Мадленой Бежар, с угождением королю Людовику Великому( реверансы,поэмы в честь Короля Солнце и прочее прочее), проблемы с пасынком(Муарроном),проблемы с молодой женой (мертворожденные дети и легкомысленность супруги). Всё это тяжкий груз великого человека. Быт, который съедает пыл, вдохновение, размах. А еще и Кабала Святош, в поединке с которой ему не победить.

Прекрасные сестры Бежар. Мадлена в исполнении Ольги Богдановой хороша! Достойная женщина, несущая груз великой тайны. Отчаянная борьба не за себя, а за дочь.. Так наступить на горло своей карьеры, жизни ради дочери и любимого.. Я ожидала от Богдановой "звездности", но слава богу, вышел прекрасный рисунок роли достойной и несчастной женщины.



Вообще можно сказать, что спектакль вышел ровным, таким классическим в хорошем смысле этого слова. С отличной игрой всех без исключения артистов. И Аманда-рыжая кокетка в исполнении Елены Сванидзе хороша, открытая, яркая, эмоциональная. И Захария Муаррон (Роман Богданов) этакий "иллюзионист" и пройдоха. Верные друзья- Бутон и рассказчик/регистор Лагранж (Константин Денискин и Максим Чиков) очень достоверны своей эпохе и духу пьесы.




Теперь о Кабале.
Людовик Великий. Сильный персонаж, умный, с иронией принимающий лесть, благосклонно раздающий свое благоволение. Таков Король-Солнце в исполнении Николая Лазарева.

Архиепископ маркиз де Шаррон(Сергей Смирнов) в первом действии предстает недоумевающим от безнаказанности Мольера, но безвольным. Тем более случай с блаженным отцом Варфоломеем его посрамил. Однако во втором действии происходит реванш за насмешки Мольера. Причина "Тартюф", это красная тряпка для святош. Вердикт-убрать любой ценой. Цена заплачена, орудие найдено и использовано. Совет Кабалы одна из сильнейших сцен спектакля.


И тут туж преображается Людовик. Он становится хладнокровным, безжалостным. Где то Солнце, что светило теплым и дружелюбным светом? Холодное светило, разящее и отвергающее своего театрального шута.

Кстати о шуте. Шикарный настоящий шут при Людовике-справедливый сапожник в исполнении Дениса Кутузова. Он и словцом крепким наградит и умную мысль выскажет. Ну а на что шуты и нужны, как не для этого?) Но все в рамках .. Не то что Мольер..

А Мольер к концу жизни понимает, что вобщем-то вся его жизнь это была попытка сосуществовать с властью, а порой и "лизать шпоры" королю. Но эти "двойные стандарты" долго существовать не могли. Что-то должно было победить. В 1673 году победила тирания-во время спектакля "Мнимый больной" сердце великого драматурга и актера Жана-Батиста Поклена де Мольера не выдержало. "Семнадцатого февраля... В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью... Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала"

Хочется отметить музыку Рубена Затикяна, создающую атмосферу того времени. А также костюмы Андрея Климова. Очень приятно видеть на сцене классику. Отвыкли даже, нет-нет да видим вкрапления современности или других эпох в канву спектаклей. Тут этого нет. Тем и ценно.
IMG_20171209_204521.jpg
Фото взяты из интернета (кроме последней). Спасибо!
Tags: