Смятение умов, утрата идеалов, предчувствие необратимой катастрофы. Что с Россией будет?

"Пиковая дама" - плод сотворчества режиссера Александра Тителя, художника Сергея Бархина и дирижера Александра Лазарева.
Бархин предлагает изящное и абстрактное пространство, продолжающее интерьеры Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко .
На сцене условный Петербург.
В центре конструкции, как будто три карты, три колонны на подвижном подиуме: синяя дорическая, белая ионическая, черная коринфская.
Их опоясывает полукругом вращающаяся колоннада, а та, в свою очередь, обнесена по всем периметру сцены трехсторонней колоннадой под прямыми углами с классическим портиком на заднем плане.
Промеж колонн лужи воды. Персонажи оперы то наступают в мини-водоем, то окунют руку, чтоб освежить лицо.




В этом пространстве происходит все действие: и городские, и интерьерные эпизоды.
Обстановка меняется в основном за счет стульев или кровати в спальне графини.



Или нескольких ломберных столиков в игорном доме .



Само пространство остается открытым, не перегруженным, универсальным, и позволяет картинам следовать в режиме нон-стоп, встык, не отвлекаясь на перестановки декораций.

Пиковая дама Титтеля - это смещение эпохи на сто с лишним лет вперед, в начало 20-го века. Избегая вульгарной конкретики, адресной привязки к бытовым деталям, уточнения хронологии, Режиссёр недвусмысленно дает понять, что герои его "Пиковой дамы" живут в 1910-е годы, где уже началась или со дня на день начнется война, а стало быть, грядет и революция.



Многие мужчины - в офицерских шинелях и фуражках, а женщины - в белых фартуках сестер милосердия и головных уборах с красными крестами.



Дети в первой картине не играют в солдатиков, это уже настоящие "кадеты", и маршируют они не потехи ради - подростков готовят на убой, а они радостно чеканят шаг, а медсестры с младенцами, видимо, уже послевоенными сиротами, на руках наблюдают за муштрой.
Гостей бала, где приветствуют "ЕГО величество" , развлекают Пьеро и Коломбины из пантомимы в духе дягилевских "сезонов" или мейерхольдовского "Балаганчика", вернувшегося на подмостки аккурат в 1914 году.



В обстановке, когда среди классических колоннад бродят военные и медсестры, и даже дети маршируют "под ружьем", девичья романсовая тоска звучит вполне апокалиптически, да к тому же из уст женщины "эмансипированной", "мыслящей", "развитой".



"Пиковая дама" Тителя - безупречно стильная, масштабная постановка.
В ней переплетаются опера и балет.
Смотрится красиво на одном дыхании.



Но даже зная сюжет произведения, всё равно ждёшь неожиданной развязки.
И она происходит.
Герман исполняет арию "Что наша жизнь - игра...", обращаясь в зал.
В этот момент в зале зажигают свет.



А стильная графиня ликует победу.



Огромное спасибо за приглашение театру и сообществу moskva_lublu.
Для тех, кому интересен театр, выставки и другие культурные мероприятия в Москве, рекомендую присоединяться к сообществу.
Там всегда много интересных предложений.
Дополнительная информация на страницах театра МАМТ в соцсетях ВКонтакте, Фейсбуке и Инстаграм.

фото с сайта театра

Tags: