"Что наша жизнь? Игра!" Карты, деньги.. ствол в музыкальном театре

Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко порадовал нетривиальной постановкой оперы "Пиковая дама" на музыку П.И. Чайковского.

В зале погас свет, зазвучала очень знакомая музыка.. и полной неожиданностью стало появление на сцене сестер милосердия времен Первой Мировой войны! Но каждый режиссер имеет полное право перенести привычное для искушенного зрителя действо в новые условия. Вместо пушкинской эпохи мы увидели очень тревожное время, а хор мальчиков, марширующих в военных шинелях, вызывает не умиление, как было задумано автором либретто Модестом Чайковским, а грустные предположения об их дальнейшей судьбе. Сразу же обращаешь внимание, что мальчики топают по лужам, а другие дети гасят водой из канавки подожженную бумажную игрушку, поиграв в "гори-гори ясно, чтобы не погасло", и в дальнейшем вода будет дополнять многие мизансцены.

p1.jpg
© все фото с сайта театра


Оформление сцены завораживает, геометричность, строгость и воздушность высоких колонн воссоздают атмосферу прекрасной архитектуры Петербурга, а использование трех основных цветов - синего, белого и черного - рисуют стильную сценическую картину, вернее, картины, так как конструкция перемещается с помощью поворотного круга и трансформируется.

За исключением переноса действия в другую историческую эпоху постановка довольно консервативна, и хотя костюмы тоже модифицированы в соответствии с отражаемым временем, это тщательно продуманная и красивая костюмированность.

Очень интересна Графиня (Елена Заремба), она не похожа на дряхлую 82-летнюю старушку, ее сценический образ великолепен - статность, горделивая осанка, походка "выступает будто пава" или плывет, властное зловещее выражение лица - все это создает образ не старухи, а колдуньи или инфернальной сущности, над которой и время не властно, и смерть ей не помешает творить мистические дела.
Лиза (Елена Гусева) в роли глубоко страдающей девушки и лирична, и трагична, ее вокал передает все оттенки влюбленности, тревоги и отчаяния. Но безусловный центр этой оперы (как и было задумано ее создателями) - Герман (Николай Ерохин). На исполнителя партии Германа ложится основная нагрузка во всех смыслах, роль сложна и драматургически, надо сыграть одержимого человека, балансирующего до поры до времени на грани полного сумасшествия, и, говоря простыми словами, Герману надо много и хорошо петь. Николай Ерохин блестяще справляется с этой задачей, его шикарный драматический тенор заполняет собой все пространство зала, покоряя зрителя свободным владением широким динамическим диапазоном и идеальным сложным верхним регистром.

p2.jpg

p3.jpg

Следует особо сказать о танцах - в театре отличный балетный коллектив и, соответственно, есть все возможности украсить оперу балетными номерами, опять забыв на время про консервативность: вместо классической пасторали зритель насладится дягилевским номером в костюмах Пикассо. Оркестр филигранно исполнил эту оперу, взяв необычный темп, предложенный дирижером Александром Лазаревым, а мощный хор показал всю свою силу. Прекрасен хорал "Господи, прости ему" у тела застрелившегося Германа, который перед этим исполняет прощальную арию "Что наша жизнь? Игра!", музыка оркестра обрывается..

.. и зал взрывается овациями, благодаря режиссера Александра Тителя и всех причастных к созданию этой постановки за хороший вечер, неувядающую музыку Петра Ильича Чайковского и блистательное исполнение.

Группы театра в соцсетях:
Фейсбук
ВКонтакте
Инстаграм

Спасибо сообществу moskva_lublu за приглашение.
Tags: