"Русское варенье", Школа современной пьесы, блогерский поход

Автор - Людмила Улицкая
Режиссёр - Иосиф Райхельгауз

"Русское варенье" Школы современной пьесы - чудесный спектакль, в котором порой трудно понять, где грань между постмодернистской игрой в Чехова и суровым реализмом, типажами чеховскими и современными. Зато очевидно одно - за сто лет для определенного типа людей решительно ничего не поменялось. Разве что вишневого сада все-таки жаль, а вот старую лепехинскую дачу и впрямь давно пора было пустить под бульдозер.




Спектакль практически полностью состоит из отсылок к творчеству Чехова - как очевидных ("Вишнёвый сад", "Три сестры"), так и мимоходом проскакивающих ("Крыжовник", "Свадьба"). Он определённо предназначен для многоразового просмотра - все цитаты с одного раза не считаешь. Зато ситуация в нём узнаваема с полуслова - дача, на которой уже всё разваливается и не работает, толпа бездельников, каждый из которых убеждён в своей уникальности, и пара работяг, на чьи деньги все эти люди и живут, тайно или явно тех, кто их обеспечивает, презирая - конечно, куда новому русскому и писательнице, строчащей дамские романы, проникнуться высокой духовностью.
Чеховские персонажи за век с хвостиком поизмельчали и вызывают мало сочувствия - зато много здорового смеха.



Великолепна игра актеров - решительно каждого из персонажей узнаешь, они одновременно совсем чеховские и совершенно конкретные, современные, тебе знакомые. Чудесный Владимир Шульга - одновременно и Гаев, и профессор-алкоголик Дюдя. В харизматичной Татьяне Васильевой есть многое и от Раневской, и от Аркадиной, и от других чеховских героинь. А какие замечательные сёстры: Татьяна Циренина - подчёркнуто "верующая" Вава (судя по фанатизму - неофитка), Екатерина Директоренко - самовлюблённая лентяйка Лёля, Ольга Гусилетова - язвительная студентка Лиза... Прекрасен и очень органичен Вадим Колганов в роли бизнесмена Ростислава - в котором безошибочно узнаёшь Лопахина.
Вот только не так тонка и не так трагична ситуация "Русского варенья", как в "Вишнёвом саде". Современный Гаев продаст родовое гнездо за бесценок, чтобы купить себе с любовницей квартиру в Барселоне. Обитатели лепёхинской дачи, конечно, будут за неё цепляться - но не потому, что она для них свята, а потому, что иначе придётся работать. И звук лопнувшей струны сменится вибрацией и гудением явно механического происхождения, а вместо стука топора мы услышим бульдозеры.
И, конечно, никакого сада. Сады давно выродились, вишня, из которой Лепёхины пытаются варить варенье, куплена Лизой на рынке, да и варенье то есть нельзя - в нём невесть как оказалась дохлая мышь.
Всё выродилось, всё измельчало.

"Русское варенье" - это очень смешно. И совершенно безжалостно.





Огромное спасибо театру "Школа современной пьесы" и сообществу moskva_lublu в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!