"Хованщина" худ. рук. оперы Александр Титель, МАМТ

"Народная драма" Мусоргского в постановке Александра Тителя - прекрасный современный спектакль, стильный, глубокий, с интересными режиссерскими решениями. И актуальный - как будто и он был приурочен к 100-летию революции (хотя поставлен в 2015 году). Потому что раскол, бунт, смута - это варианты "протестного движения", о котором все сейчас если не говорят, то думают постоянно.
Смута зарождается внутри народных масс и вызвана объективными обстоятельствами, однако народ выступает жертвой (не невинной и не безгласной) - стрельцы, приведенные на плаху, их жены, "пришлые люди", дети (в постановке занято много детей). Энергию народного гнева стремятся использовать в борьбе за власть "князья" - узнаваемые типажи: сильный, жестокий, любящий все радости жизни, русский-русский Иван Хованский, западник Голицын, велящий не за что утопить Марфу в Болоте, фанатик Досифей, который при поражении хочет забрать с собой в огонь чуть ли не весь мир. Сюда же - государственник Шакловитый, искренне переживающий за судьбу России и при этом готовый на любое коварство ради благой цели. Сюда же - продажный чинуша Подьячий.
В сценографии прослеживаются линии раскольничьего скита - много пространства, деревянная обшивка стен. Лестницы, длинный стол (тема пира - одна из главных в постановке), угрожающе нависающая над сценой тяжелая балка (свою главную роль она сыграет в финале) - вот, собственно, и все. Цветовая гамма довольно аскетична, яркими алыми пятнами выделяются лишь кафтаны стрельцов - кровь, агрессия, огонь. Очень удачные костюмы, в едином стиле, с длинными рядами пуговиц. С одной стороны, не оскорбляют ничьих чувств (похожи на исторические), с другой - даже Досифей в таком костюме выглядит каким-то обобщенным священником.

Режиссер не дает зрителям скучать: залихватски пляшет хор, Андрей Хованский пытается изнасиловать Эмму, льется вода, на стол наряду с муляжами поставлена настоящая еда, и стрельцы время от времени что-то жуют; лопается стакан в руке Хованского, льется вода (много воды), в ней купают в ванночке настоящего ребенка - во время арии Марфы (на мой взгляд, лучше бы в другое время, а то отвлекает внимание). И даже армянский дудук звучит в доме Хованских.
Дмитрий Ульянов в роли Ивана Хованского - шикарный! Мощный, выразительный, с мужской статью, сильной актерской харизмой и прекрасным голосом. Удивительно хороша Марфа - Ксения Дудникова. Нельзя не упомянуть и любимца публики артистичного Подьячего - Валерия Микицкого (роль характерная, очень удачная).
Финал описывать не буду (спойлер не нужен). Когда-то давно слушала "Хованщину" в Большом театре, с Марфой - Ириной Архиповой, прекрасным хором и пугающе достоверными языками пламени в финале. Здесь - совсем по-другому и, конечно, не хуже: метафорически, эмоционально, красиво.
Спектакль – лауреат Премии «Золотая Маска» 2016 года в номинации «Лучший спектакль в опере», и это совсем неудивительно. Билеты на "Хованщину" относительно доступны (я очень хочу повторить просмотр), а уровень постановки таков, что любой настоящий театрал не пожалеет о походе.



Фотограф Олег Черноус

Большое спасибо театру https://stanmus.ru/ за прекрасный спектакль!
Tags: