Фотопроект «Город на память». 362. Калошин переулок

Калошин переулок с XVIII века назывался по именам местных домовладельцев, служивших всё больше по военной части, - сначала в честь флота лейтенанта Фёдора Чаадаева, затем майора Ивана Евреинова и, наконец, бригадира Алексея Калошина. В советские годы переулок облюбовали такие статусные учреждения, как Министерство культуры СССР и «кремлёвская поликлиника», а в наши дни сюда зачастили театралы - на премьеры Симоновской сцены Театра имени Вахтангова и в Центральный Дом актёра на спектакли и концерты.

00. Кривоарбатский пер. д1. 21.11.17.06. Дом актера..jpg

01. Калошин переулок. 1913...jpg
Калошин переулок. 1913 год: https://pastvu.com/p/1172

02А. Калошин пер. д3. 21.11.17.02..jpg
По нечётной стороне Калошин переулок начинается с массивного здания Первой поликлиники Лечсанупра Кремля, основанной в 1925 году. Строительство корпуса одной из крупнейших поликлиник в стране было прервано войной и завершено в 1950 году. В советские годы лечебное учреждение было известно как Первая поликлиника Четвертого главного управления Минздрава СССР, а сейчас - Поликлиника № 1 УД Президента РФ. Прежде на этой территории находились усадьбы С.Танеева и Ф.Толстого.

02Г. Калошин переулок. поликлиника. 1981 1983..jpg
Реконструкция внутреннего двора поликлиники. 1981-1983 гг.: https://pastvu.com/p/423364

02Е. Калошин переулок. дом2. 1992..jpg
Калошин переулок, 2. 1992 год: https://pastvu.com/p/154470

03. Сивцев Вражек. 15.04.12.07...jpg
Этот участок не раз менял хозяев, постройки горели и перестраивались. Нынешний дом возведён в 1814 году как одноэтажный особняк с мезонином и двумя флигелями. Последние изменения внесла в 1875 году его очередная владелица М.Пустовалова, которая наняла архитектора Д.Чичагова для реконструкции фасада. Уже не один год здание завешено тряпочным фальш-фасадом, причём изображение на нём периодически меняется.

05. Калошин пер. д4. 21.11.17.02..jpg
Калошин переулок, 4 — доходный дом (1897, архитектор Н. Струков), построенный для М.Комиссарова на месте дома бригадира Калошина. В 1964 году за ним спряталась сбежавшая из какого-то спального района девятиэтажка II-18/9.

06. Калошин пер. д10с1. 21.11.17.01..jpg
Калошин переулок, 10 - особняк, построенный после 1812 года, некоторое время принадлежал артисту балета и балетмейстеру Адаму Глушковскому

07. Калошин пер. д10с1. 21.11.17.02..jpg

08. Арбат. 03.05.12.Дом Лопыревского.01...jpg
Калошин переулок, 12 - особняк архитектора Михаила Лопыревского (1852). С 1970-х годов здание арендовала организация «Зарубежгеология». В девяностые годы особняк Лопыревского получил статус памятника архитектуры и был отреставрирован, причём в ходе работ реставраторам открылись деревянные панно с уникальной темперной росписью на потолке, балках-перекрытиях, дверях. Всего было обнаружено 1230 фрагментов, дверь с расписными полотнами и фрагменты обоев.

10. Арбат. 03.05.12.Дом Лопыревского.03...jpg

11. Арбат. 03.05.12.Дом Лопыревского.05...jpg

12. Калошин пер. д12с1. 21.11.17.05..jpg

14. Калошин пер. д12с1. 21.11.17.02..jpg

09. Калошин пер. д12с1. 21.11.17.01...jpg

15. Арбат на рассвете. 03.05.12.29.дом33..jpg
Угловой дом - улица Арбат, 33 - доходный дом Михаила Лопыревского (1873), в советские годы нём жил и работал философ Алексей Лосев, сейчас в здании размещается библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева». На фото - вид со двора.

16. Калошин переулок. школа. 1940 1941...jpg
Школа на Арбате. 1940-1941 гг.: https://pastvu.com/p/17195

17. Симоновская сцена. 16.11.17.01...jpg
Здание в Калошином переулке, 10с2 было построено в 1936 году для школы, потом в нём размещался детский сад, а позднее - Министерство рыбного хозяйства. В 1994 году в него вселился Московский драматический театр имени Рубена Симонова, созданный Евгением Симоновым на базе двух курсов Щукинского училища как театр-студия и в первые годы не имевший собственной сцены. Городскими властями были предложены на выбор Дом Дашковых на Зубовской площади, бывший Ленинский райком комсомола в Неопалимовском переулке и даже ресторан «Дубрава». Но Калошин переулок находится совсем близко от родного для династии Симоновых Театра Вахтангова, так что выбор места был очевиден.

Прошли годы и возникла ситуация, когда довоенная постройка устарела физически и морально, потребовав масштабной реконструкции. По окончании строительных работ вместо одного зала, рассчитанного на сто зрителей, получилось два зала в сумме почти на 300 мест. Камерная сцена и сцена Амфитеатр состыкованы друг с другом и на этом пространстве можно реализовывать театральные эксперименты, например, первый акт сыграть на одной площадке и в антракте переместиться на вторую, где уже заряжены декорации.

18. Симоновская сцена. интерьеры. 02.11.17.06..jpg

20. Симоновская сцена. интерьеры. 02.11.17.05..jpg

21. Симоновская сцена. интерьеры. 02.11.17.07..jpg

22. Симоновская сцена. Мединский. 02.11.17.10..jpg

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Этот проект мы совместно с Театром Вахтангова сделали практически с нуля. Так случилось, что театр находится в федеральном подчинении, а студия Евгения Симонова находилась в московском, и она оказалась у города в пасынках. Сергей Собянин по-современному подошёл к культурной политике, и мы договорились о размене: город получил одно из федеральных учреждений, а мы - эту сцену. Государство создало условия, дало субсидию, а дальше эффективный коллектив со спонсорами и собственными средствами, талантами и умениями сделал из старого здания конфетку. На Арбате сформировался театральный кластер - Театр Вахтангова, Щукинское училище, а теперь к ним прибавилась Симоновская сцена».

23. Симоновская сцена. Мединский. 02.11.17.07..jpg

24. Симоновская сцена. 16.11.17.03..jpg

25. Симоновская сцена. интерьеры. 02.11.17.12..jpg

26. Симоновская сцена. интерьеры. 02.11.17.10..jpg

27. Симоновская сцена. интерьеры. 02.11.17.15..jpg

31. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.01..jpg

В здании предусмотрена мемориальная зона с музейными реликвиями

33. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.08. Рубен..jpg
Рубен Симонов, режиссёр, педагог: «Все эти вещи хранились у нас дома и ждали своего часа, когда станут доступны для публики. Наш дом всегда жил гостями, отец любил окружать себя миром людей, с которыми был знаком, и здесь тоже много портретов, картин, писем, фотографий, автографов. В центре построена копия домашнего рабочего кабинета, здесь есть гитара великого мастера Ивана Краснощёкова 1856 года, на которой я брал свои первые аккорды, а учил меня Рубен Николаевич. Это копия портрета работы Павла Корина, оригинал хранится дома, там где художник его повесил. На столе подлинные вещи, но расставлены в большем порядке, чем это было на самом деле. Синий цвет выбран под цвет нашей столовой, в которой висели картины, фотографии, эскизы спектаклей».

32. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.06..jpg

34. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.07..jpg

35. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.13..jpg

36. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.10..jpg

37. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.09..jpg

38. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.12..jpg

39. Симоновская сцена. музей. 02.11.17.16..jpg

40. Камерная сцена..jpg

На первый взгляд ощущается некая незавершённость отделочных работ в театральных залах, но так и было задумано - сохранить старые кирпичные стены. По этому же пути пошли в «Электротеатре Станиславский», в Центральном Доме актёра, а много лет назад - в любимовском Театре на Таганке: пустые стены, штанкеты, колосники, а художник спектакля всё это оформит в соответствии с творческим замыслом.

40А. Камерная сцена.jpg

41. Симоновская сцена. Амфитеатр. 02.11.17.08..jpg

42. Вахтангов. Любовь у трона. 21.11.17.14..jpg

Андрей Максимов представляет театралам спектакль «Любовь у трона», продолжая Парад Премьер свежеоткрывшейся Симоновской сцены Театра имени Вахтангова. Перед зрителями двое - Андрей Ильин в роли императора Пётра III и Ольга Тумайкина, супруга императора, Екатерина номер два, которая войдёт в историю под прозвищем Великая. И ещё есть трон, который противопоказан слабакам. А любовь будет? Будет, но своеобразная, замешанная на страхе, скорее, это любовь к власти, чем страсть мужчины и женщины. Режиссёр Андрей Максимов: «Пьеса «Любовь у трона» - это своего рода фантасмагория: сон снится Екатерине Великой накануне государственного переворота, который приведёт ее к власти на долгие годы. Во сне она вспоминает свои отношения с мужем Петром III».

42. Вахтангов. Любовь у трона. 21.11.17.33. Тумайкина..jpg

43. Вахтангов. Любовь у трона. 21.11.17.22. Ильин..jpg

45. Вахтангов. Вечер шутов. 16.11.17.07..jpg

А открыл Парад Премьер на Симоновской сцене Театра спектакль «Вечер шутов». Екатерина Симонова, режиссёр: «Это спектакль об артистах. Спектакль о людях, у которых я родилась, с которыми росла, которыми воспитывалась и среди которых теперь оказалась сама. Самое удивительное, что по воле судьбы, эти люди и выйдут на сцену в «Вечере шутов». Есть одна притча о клоуне, я все чаще и чаще к ней обращаюсь, в ней клоун говорит: «Пользуйся тем, что ты жив. Если ты жив - прыгай и скачи, размахивай руками, шуми, смейся или плачь, но делай что то… Ибо жизнь есть полная противоположность смерти. Умереть – значит остановиться, утихнуть. Так вот если же ты тих и неподвижен, то значит, ты и не живёшь». Вот собственно об этом и наш спектакль. Точнее и не скажешь».

46. Вахтангов. Вечер шутов. 16.11.17.05..jpg

47. Вахтангов. Вечер шутов. 16.11.17.04..jpg

48. Вахтангов. Вечер шутов. 16.11.17.21..jpg

50. Кривоарбатский пер. д1. 21.11.17.02. Дом актера..jpg

У Симоновской сцены всё самое интересное впереди, а вот соседний Дом актёра - площадка с ещё довоенной историей. В 1937 году по инициативе театрального деятеля Александра Эскина у московских актёров появился свой дом - творческий клуб для неформального общения служителей Мельпомены. Располагался он тогда на улице Горького, 16. После пожара, уничтожившего дореволюционное здание, ЦДА получил прописку на Арбате.

«Дом с рыцарями» (Арбат, 35) построен по проекту Валентина Дубовского в 1913-1914 годах и принадлежал купчихе Анне Филатовой. Фасад украшен лепниной и скульптурами рыцарей. Архитектор предусмотрел установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи на лестничных маршах. Все квартиры были многокомнатными с помещением для прислуги. Также в доме располагалась гимназия Марии Жиц и один из лучших в городе детских садов.

49. Кривоарбатский пер. д1. 21.11.17.01. Дом актера...jpg

53. Арбат на рассвете. 03.05.12.20.дом35..jpg

54. Арбат. 18.04.09.14.JPG

55. Кривоарбатский пер. д1. 21.11.17.07. Дом актера..jpg

56. Кривоарбатский пер. д1. 21.11.17.04. Дом актера..jpg

57. Кривоарбатский пер. д1. 21.11.17.03. Дом актера..jpg

После революции в «Доме с рыцарями» обустроили коммунальные квартиры, но некоторые оставили большими - для «больших» людей из Совнаркома. Первый этаж занимали магазины, до войны Арбатский Мосторг, а в начале шестидесятых в центральной части здания обосновался ювелирный магазин «Самоцветы», а по углам сберкасса и кафе-мороженое. После некоторой перепланировки в старинный дом вселилось Министерство культуры СССР. В то время был перекрыт внутренний двор с обустройством в нём министерского конференц-зала. Солидные оригинальные интерьеры подъездов были утрачены при реконструкции, а нынешние витражи и массивные двери - родом из семидесятых.

58А. Калошин пер. Мин культуры. Дом актера. 1988...jpg
Министерство культуры. 1988 год: https://pastvu.com/p/519663 Автор: Алексей Денисов

58Б. Калошин пер. митинг Высоцкий. 1988..jpg
Митинг возле здания Министерства культуры. 1988 год: https://pastvu.com/p/95060 Автор: Игорь Данилов. Горожане требуют создания музея Владимира Высоцкого. На тот момент, если память не изменяет, речь шла о принятии принципиального решения о музее, а конкретное место выберут позже - фактически Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» откроется в 1992 году в Нижнем Таганском тупике.

В 1992 году после упразднения советского культурного ведомства на Арбат переехал Центральный Дом актёра имени Александры Яблочкиной.

51. Арбат на рассвете. 03.05.12.15.дом35..jpg

52. Арбат на рассвете. 03.05.12.17.дом35..jpg

Рассказывает Александр Жигалкин, директор-распорядитель ЦДА, режиссёр, драматург: «Восемьдесят лет назад Дом актёра был создан как клуб по интересам для общения актёров, режиссёров, художников, людей театра. Со временем он превратился в серьёзное общественно-социальное явление. Сегодня Региональный общественный фонд помощи театральным деятелям «Центральный дом актера им.А.А.Яблочкиной» помогает и ветеранам, и творческой молодёжи. Бывает, что некоторые выпускники театральных институтов по каким-то причинам не могут найти работу в театре, но у них имеется огромное желание создавать новые, интересные проекты, - в Доме актёра они могут реализовать свои творческие эксперименты. В Доме постоянно идут репетиции, читаются пьесы, выпускаются спектакли. Любить и помогать - основное предназначение нашего Дома.

Здесь порой на сцене собираются такие составы артистов, которые нигде и никогда невозможно повторить. Мы проводим уникальные мероприятия и в этом главное отличие Центрального Дома актёра от других концертных и театральных площадок. Реконструкция Большого зала вызвана желанием создать в Доме актёра хорошо оборудованную сценическую площадку, позволяющую проводить все наши мероприятия - и спектакли, и творческие вечера, и знаменитые капустники, с современными техническими возможностями, чтобы и зрителям в зале, и артистам на сцене было комфортно.

Это здание было построено более ста лет назад как доходный дом, с 1975 года в нем располагалось Министерство культуры СССР. Собственно, театрального зала и не было, было просто помещение для конференций и собраний. И это помещение не являлось частью этого здания, это переоборудованный внутренний двор. Соответственно, стены были облицованы мрамором, как принято в советских учреждениях. В ходе реконструкции мы дошли до замечательной кирпичной кладки и решили оставить ее в таком виде с минимальным декором. Зрители увидят старинные кирпичные стены, эти прекрасные плавные линии. Столетняя архитектура станет частью нашего арт-пространства, нашей обновлённой сцены. Для реставрации кладки специально покупали старый кирпич, чтобы стена выглядела однородно.

Часть площадки займёт стационарная сцена, а остальное пространство заполнят заказанные в Германии станки, которые будет возможно выставлять на разных уровнях. Конструкция сможет реализовать семь трансформаций пространства.

При заливке пола мы заложили капсулу с обращением к будущим поколениям, и когда лет через сто эту сцену будут вновь реконструировать, вскроют пол и найдут письмо с подписями великих Народных артистов. В письме оставили автографы мастера современного театра Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Олег Табаков, Фёдор Добноравов, Сергей Маковецкий, Николай Цискаридзе, Игорь Золотовицкий и другие.

Мы планировали открыть эту сцену в ноябре 2017 года, но строительство - дело непредсказуемое. Теперь намечаем завершить отделочные работы к концу года и открыть Большой зал 14 февраля концертом или капустником, в день рождения Дома, это должно стать громким событием».

70. Дом Актера. А.Левенбук. 29.01.14.03..jpg
На фотографии 2014 года - Большой зал до реконструкции

60. Арбат. Дом актера. 24.10.17.08..jpg

61. Арбат. Дом актера. 24.10.17.07..jpg

62. Арбат. Дом актера. 17.02.14.10..jpg

63. Арбат. Дом актера. 24.10.17.20..jpg

64. Арбат. Дом актера. 24.10.17.28..jpg

65. Арбат. Дом актера. 24.10.17.34..jpg

68. Арбат. Дом актера. 24.10.17.29..jpg

66. Арбат. Дом актера. 24.10.17.31..jpg

67. Арбат. Дом актера. 24.10.17.21..jpg

69. Арбат. Дом актера. 24.10.17.13..jpg

72. Дом Актера. Аркадий Арканов. 29.01.14.13..jpg
На сцену ЦДА выходили Аркадий Арканов, Иосиф Кобзон, Владимир Винокур...

72. Дом Актера. Иосиф Кобзон. 29.01.14.15..jpg

73. Дом Актера. Владимир Винокур. 29.01.14.07..jpg

74. Идеальный фасон. ЦДА. 27.04.17.31. Майков..jpg
Павел Майков и Евгений Воскресенский в спектакле «Идеальный фасон»

76. Арбат на рассвете. 03.05.12.31.дом33..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886