Преступление и наказание в Московском театре Мюзикла

Больше недели прошло с просмотра мюзикла «Преступление и наказание», а до сих пор сложно описать впечатления…. И не потому, что нечего сказать, нет, наоборот, сказать хочется слишком много, эмоции переполняют, и очень сложно подобрать слова для передачи всей той гаммы чувств и переживаний…

Уровень моего скептицизма, когда я услышала о премьере мюзикла «Преступление и наказание» был просто зашкален. Как очень точно съязвила одна моя знакомая – «Что же будет петь Раскольников, убивая старуху-процентщицу»? Поставить одно из самых серьезных и значимых в русской, да и мировой , литературе , произведение в формате мюзикла? Да ничего святого нет у людей.
(Это я совершенно забыла про «Иисус Христос Суперзвезда». На основании чего поставлена эта рок-опера?)
Тем не менее, по любезному приглашению сообщества moskva_lublu мы с дочерью отправились в Московский Театр Мюзикла. Перед началом представления в буфете я кратко пересказала дочери сюжет, не зная, как будет все в спектакле, так чтобы ребенок хотя бы понимал, что делается.
И вот мы в зале, занавес поднимается – и я пропала. В антракте я еле могла дышать. Периодически к глазам подступали слезы. На последнем дуэте Сони и Раскольникова я поняла, что плачу, не сдерживаясь, хотя не собиралась, я же циник!
Это гениально. Конечно же, связка Кончаловский –Артемьев-Ряшинцев ничего другого не могла выпустить, но я все равно до сих пор задаюсь вопросом – как, КАК им это удалось? Настолько сильно и мощно передать Достоевского, показать его вневременность и актуальность, пробиться к душе практически каждого – вне зависимости от возраста – и вызвать отклик?
Этот спектакль – и не пересказ «Преступления и Наказания» Достоевского, но и сказать – по мотивам – тоже не получается . Это действительно «Преступление и наказание». Только действие перенесено в наши лихие 90-е. Да, малиновые пиджаки, портрет Ленина на стене, станция метро «Сенная площадь», весь тот антураж - но это и Петербург Достоевского.
Мечущийся и терзающийся студент Раскольников (А.Бобров) , пытающийся доказать самому себе, что он – личность, что он может сделать мир чище, но… Убийство не имеет оправдания.

Порфирий (Максим Заусалин) – как прекрасно показан беспредел власти – и в то же время, как мне показалось, насколько хорошо передан характер Порфирия, задуманный Достоевским – разносторонне развитый и беспощадный следователь, прекрасный психолог. Мы видели его не в исполнении Е.Шифрина, мне показалось , что роль исполнена настолько органично, что я даже не вижу Шифрина в ней! Хотя у тех, кто видел как раз Шифрина – совсем другое мнение)
Соня (Галина Безрук) – вот Соня показалась мне немного не той, что у Ф.М. Здесь Соня – не кроткая девушка, жертва обстоятельств. Здесь Соня весьма агрессивна, отдается практически каждому, кто может заплатить, носит нож в сумочке и может постоять за себя. Единственное, что вызывало у меня некое неприятие в этой постановке. Все-таки Соня, с моей точки зрения – немного иная.

Музыка и голоса – просто великолепны. Но меня потрясла хореография. Она здесь просто уникальна. С ее помощью удалось передать (как мне кажется) - мятущиеся мысли Раскольникова накануне убийства. А как показаны сны Раскольникова…
Лошадь! Вы меня простите, но лошад ь в этом спектакле уникальна. Она не живая. Но об этом забываешь)

Спектакль безупречен. Все продумано, ничего не случайно. Каждый жест, нота, костюм, реплика… Даже все спецэффекты - к месту и не вызывают отторжения. Летающий топор - это гениально.. Пожалуй, эта постановка – самое большое потрясение и «очарование» (в противовес разочарованию) в моей театральной жизни. Когда ты ничего не ждешь – а получаешь – ТАКОЕ!
Я понимаю, что мой отзыв больше похож на набор восторженных восклицаний, но я правда давно не испытывала подобных ощущений и мне просто хочется, чтобы как можно больше людей сходили на этот спектакль и получили весь спектр эмоций. Мне кажется, что это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать различных отзывов и рецензий)
И, да, Раскольников в момент убийства не поет! Поет старуха - по законам оперы)
Еще хороший момент, который мне хотелось бы отметить – и в спектакле, и в программке к спектаклю есть отсылки к тому, что НАДО прочитать книгу. И я рада, что дочь у меня ее прочитает (хотя она по любому бы ее прочла, но так, мне кажется, ей будет интереснее). Но! 12 лет – это самая нижняя граница возраста, даже 12 – это рановато, не надо забывать про то, кем была Сонечка Мармеладова.

Спасибо огромное за спектакль, приглашение и прекрасные места Московскому Театру Мюзикла (Фейсбук, ВКонтакте, ЮТьюб, Инстаграмм), сообществу moskva_lublu и Наташе pamsik!