«Фрида и Диего». Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

Наконец поняла, ЧТО хочу рассказать об опере-фреске «Фрида и Диего». Правда, это, видимо, будет нечто импрессионистское, а не сюрреалистическое, т.е. серия «впечатлений». Но и Фрида утверждает: «Я не сюрреалистка, я – мексиканка». Хотя... при таком сюжете... без «налета» сюрреализма не обойтись.

Прежде всего, жанровое определение - опера-фреска. Диего Ривера сам объясняет, что такое фреска в данном случае: это целая история, череда взаимосвязанных, развивающихся событий, собранная в одно полотно. От себя добавлю, событий, описанных ярким и сочным языком. Действительно, спектакль полностью соответствует заявленному жанру. Начало – январь 1939 года, ключевой момент – 20 августа 1940, убийство Троцкого, а финал – еще «спустя время», как говорит либретто. Мы, во всяком случае я, привыкли изучать этот исторический период применительно к Европе. Революция и активное строительство социализма в России, сталинские репрессии, гитлеровские митинги и марши, гражданская война в Испании... И начало Второй мировой – самой страшной войны в истории человечества. Не думала, что все это находило столь живой отклик в далекой Мексике. 0хват событий, как мне кажется, огромный для оперы. И я никогда не думала, что можно спеть слова «троцкист», «сталинист» и пр. Или фразу: «А Вы, товарищ Троцкий, что бы сделали на месте Сталина?» (или как-то так).

Вообще, в данном случае, как мне кажется, стоит говорить о смешении театральных жанров. И опера, и мюзикл, и драматический спектакль до какой-то степени. Все вместе – не просто яркое зрелище, а история, требующая от зрителя не просто эмоционального восприятия, но и интеллектуальной работы.
Вот любовная линия – совершенно оперная, хотя и без «традиционной» трагической гибели влюбленных в финале. Страсти кипят! Диего изменяет Фриде с ее сестрой. И не только с ней. Фрида изменяет Диего со Львом Троцким. И не только с ним. Взаимоотношения Фриды и Диего усложняют творческие разногласия, зависть к чужому успеху. Праздники, алкоголь, политика – вихрь событий, в котором безудержное веселье сменяется трагическим осознанием собственного одиночества, болью потерь. Но всегда и везде Фрида и Диего связаны. Даже после расставания они не могут существовать друг без друга. Именно поэтому опера завершается сценой соединения, полной щемящей нежности...


У Фриды есть постоянная спутница – она сама – Другая Фрида, ее альтер-эго, сошедшее с картины «Две Фриды». Мне очень понравилось сочетание голосов: у Фриды реальной (Виктория Преображенская) он более низкий, земной, у Другой Фриды (Екатерина Большакова) сопрано нежное, возвышенное. Их диалог, разговор художницы с самой собой – контрапункт спектакля.



Да и Диего весьма противоречив и «раздваивается». Как коммунист, мечется между Троцким и Сталиным, как человек – между Фридой и остальным миром.

Еще раз возвращусь к финалу. Только обретя друг друга, Фрида и Диего становятся целостными, завершенными...



И еще один яркий персонаж – Ла Калавера де ла Катрина. Либретто определяет ее как призрак Смерти. Но все еще интереснее. Обратимся к всезнающему Интернету. Вместо лица – череп, прекрасное одеяние женщины из высшего общества - «Череп женщины-денди» ( авторское название) или «Смерть-щеголиха». Она впервые появилась на гравюре, которую создал в 1913 году мексиканский печатник Хосе Гуадалупе Посада. Этот образ стал одним из основных создаваемых изображений в Мексике, и часто присутствует в галерее персонажей Дня мертвых. Ла Катрина очень быстро стала символом мексиканского искусства.

Образ Ла Калавера де ла Катрина был использован в росписи Диего Риверы "Сон в воскресенье в Парке Аламеды", где присутствуют портреты Фриды Кало, Посады и самого Риверы. Кстати, фреска воспроизведена на одной из афиш спектакля. И это очень верно: Смерть-щеголиха первой появляется на сцене. Она всегда рядом. Она рядом с Фридой, у которой всю жизнь было слабое здоровье. Да и сама жизнь ее была недлинной, всего 47 лет. Смерть рядом с Троцким, за которым охотятся агенты Сталина. Яркая, прекрасная Тина Модотти умрет в 1942-м, меньше двух лет пройдет со времени описываемых событий... Смерть рядом со всеми, кто танцует и веселится в доме Фриды, ведь война началась. Но не будем забывать, что это не просто Смерть, это еще и символ искусства. А Фрида и Диего – прежде всего люди искусства, можно сказать, они всю свою жизнь превращают в некий перформанс, акт творчества.


Музыка Калеви Ахо сначала показалась какой-то дисгармоничной. Но потом ощущение ушло, так же, как и страх, что финский композитор не сможет передать мексиканские страсти. Прекрасные голоса! Хочу отметить, что в этом театре певцы способны не только прекрасно петь, но и играть. Не всегда оперным дается актерская игра, но в данном случае все получилось. Как и прочее. Еще раз убедилась в высоком профессионализме хора, который замечательно сочетает пение и танец.
Очень стильные декорации и костюмы. «В стиле» даже программка спектакля. Причем наличие QR-кодов говорит о том, что в театре ждут молодежь.

Большое спасибо сообществу moskva_lublu и лично Наталью pamsik за возможность увидеть пресс-показ. И приношу искренние извинения людям, сидевшим за моей спиной: не смогла сопротивляться искушению и сделала много фотографий. Надеюсь, не очень мешала окружающим.
Официальный сайт Камерного музыкального театра им. Б.А Покровского
Группы театра в соцсетях: ЖЖ, Фейсбуке, ВКонтакте, канал на Youtube
#moskvalublu, #moskva_lublu