Сон Раскольникова

Под жестокой рукой человека,
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача (Н.А.Некрасов)


Это сон Раскольникова, который мучает его которую ночь. Как символичен этот сон, как многозначен! Это и безысходность существования, и всевластье сильного человека,и напрямую ведет к.. убийству.
Раскольникову (в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") снилось несколько "говорящих" снов, но именно этот, про забитую Миколой лошадку идет рефреном через рок-повествование на сцене Театра Мюзикла.




Вообще этот спектакль необычайно любопытное явление на московской сцене. Начнем с того, что авторами его являются признанные Мастера- режиссер Андрон Кончаловский, композитор Эдуард Артемьев, автор стихов Юрий Ряшенцев. В представлении не нуждаются. И , кстати, это видно и по спектаклю-рука мастеров.
Как построена сценография-масштабность и некая даже кинематографичность происходящего, гениальные (не побоюсь этого слова) мизансцены, четко проработанные образы каждого актера на сцене. А музыка..от электронных звучаний до русских православных песнопений. И,конечно, прекрасные голоса артистов.
Конечно от Достоевского взяли на сцену не все, многих героев нет (сестры Родиона  и Лужина нет),но общая канва сохранена(мысли Раскольникова о "твари дрожащей или право я имею"-убийство процентщицы-Соня). Но самое интересное то, что действие происходит в 90-е годы со всеми сопутствующими шаблонами: беспредел, разборки,попрошайки, проститутки, нищета. Сначала было как-то не по себе...необходимо было привыкнуть к такому переносу. А потом...собственно почему бы и нет? Время было, ох как, трудное, именно в такие времена происходит обнажение характеров, именно все низменное вылазит наружу. И тут уж пан или пропал! Родион выбрал первое и..пропал. Произошел парадокс. Пытаясь подняться надо всеми, стать тем, кто сильнее и имеет право вершить судьбы(читай и убивать), он опускается на дно. Не случайно и комната Раскольникова в начале возвышается НАД сценой, а после убийства старухи опускается на сцену, символично.
Александр Бобров играет мятущегося Раскольникова, прошедшего сложный путь от наполеоновских идей до понимания греховности своего поступка и обретения Бога. Больше всех именно он понравился, и не только потому что главный герой, а именно своей нервностью и естественностью. Я ему верю.



Очень натуралистично показано общество-народ в спектакле. Это прямо стихия, не знающая пощады, искренняя в своих чувствах- любви ли, неистовой борьбы ли, куража ли и даже в смирении. Сменялись на сцене пешеходы, выпивохи и путаны (прямо кадры из "Интердевочки"), бомжи и менты, новорусские нувориши и спекулянты. Все из нашего "непрекрасного прошлого", так узнаваемо.
Великолепен Марат Абдрахимов , играющий на гармошке.
Ножом по сердцу пришелся образ Мармеладова-так больно было смотреть на спившегося отца Сони, практически продающего дочь за бутылку водки. Прекрасный типаж, сыгранный Антоном Деровым.
Оригинальная старуха-процентщица. Совсем отличный образ от литературного, но тоже та ещё паучиха (хотя в школе мне почему то было жалко старушку).
Порфирий (Максим Заусалин) предстает несколько опереточным персонажем. Не очень поняла почему так. Может из-за того, что человек в погонах и поет  песенки )Не увидела я спора и противостояния между ним и Родионом.
Соня. Образ сильный, хотя совсем другой ее по книге представляла, но интересный. Она очень отличается от своих подельниц-проституток. Даже одежда ее- вместо канареечных и облегающих шмоток белое платье, но в черном пальто. Образ очень трагичный.





И голоса. великолепные голоса и партии артистов. Прекрасен и дьявольски обаятелен Свидригайлов-Евгений Вальц. А у Галины Безрук (Соня) невероятной силы и красоты голос.

Но больше всего запало в сердце отсыл к народному духу, отсыл к Богу. Ведь именно через свои страдания эти падшие герои Родион и Соня идут к нему. Шарманщик, который ведет это повествование с его прекрасной неспешной мелодией чем-то напоминает самого автора (и внешне тоже). И очень сильная сцена с летающим топором (" А ты бы смог бы?") и людьми на богомолье.
Спектакль настолько грандиозный, настолько гармоничный , настолько побуждающий задуматься о жизни, о смысле существования, о Боге. И красивое действо к тому же.
Единственное, но..все-таки надо ставить отметку "16+", а не "12+" много низменных страстей показано, ни к чему им.

В который раз поражаюсь таланту артистов театра и удачному выбору репертуара в нем. С новостями Театра Мюзикла можно ознакомиться в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube
Большое спасибо за приглашение сообществу moskva_lublu и Наташе pamsik
Tags: